Классный час на тему: День народного единства, 6 класс

Методическая разработка конспекта классного часа для 6 класса

Конспект классного часа «Незримые хранители Кремля»

Час общения в 6 классе на тему «Традиция почитания икон»

Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения.

А. Мень

Информационным поводом для такого общения могут стать даты обретения икон на Никольской и Спасской башнях Кремля (апрель 2010 г.), День народного единства (4 ноября).

Цели: познакомить детей с историей обретения икон на кремлевских башнях; развивать познавательную активность детей, интерес к общественным событиям; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Оформление:

• выставить изображения икон с Никольской и Спасской башен Московского Кремля (икона св. Николая Чудотворца, икона Спаса Вседержителя); фотографии Кремля, башен, ворот;

• написать на доске эпиграф и материал для словарной работы:

• благоговение;

• боготворить, преклоняться, трепетать, почитать.

• Я благоговею перед...

• В русском народе столетиями хранилась традиция почтительного, трепетного, благоговейного отношения к иконам.

План классного часа

I. Вступительное слово «Традиция почитания икон».

II. Беседа «Незримые хранители Кремля».

III. Игра «Продолжи предложение».

IV. Информационный блок.

1. Мраморное свидетельство о чуде.

2. Сила веры народной.

V. Проблемная ситуация «Почему боролись с иконами?»

VI. О благоговении. {Словарная работа.)

VII. Заключительное слово.

Ход классного часа

Вступительное слово «Традиция почитания икон»

Классный руководитель. В России сейчас возрождается интерес к родной культуре, к тысячелетней вере православной, к народным традициям. Восстанавливаются храмы, возвращаются православные праздники и святыни, растет интерес к народной культуре. Для русской православной традиции всегда было характерно почитание икон. В святых образах на иконах наш народ видел своих заступников и молитвенников. Они помогали сохранить веру, давали надежду на спасение, дарили любовь и доброту. Сегодня мы будем говорить о двух таких иконах - их называли незримыми хранителями Кремля.

II. Беседа «Незримые хранители Кремля»

Классный руководитель. Ребята, всем известно, что в Московском Кремле есть Спасская и Никольская башни.

- А знаете ли вы, почему они так называются?

(Дети высказываются.)

Как это ни удивительно, но происхождение названия обеих башен для многих раскрылось именно сейчас. В 2010 г. на этих башнях были обнаружены иконы Спаса Вседержителя и святого Николая Чудотворца, которые были написаны прямо по камню масляными красками около пяти веков назад. Но при советской власти обе иконы считались утраченными - с 1934 г. их никто не видел.

- Как же случилось, что такие большие иконы (больше двух метров) вдруг исчезли и никто о них не знал?

(Дети высказываются.)

Советские руководители боролись с религией и под видом реставрации избавились от этих икон. Долгое время на месте икон были пустые белые прямоугольники, которые каждый год подкрашивали белой краской. И вот ученые догадались прозондировать эти места с помощью специального оборудования. И они не ошиблись! Под штукатуркой был обнаружен металл. Когда штукатурку сняли, то увидели металлическую решетку, под ней - сетку из металла, а за сеткой, на расстоянии 10 см, виднелись иконы. Они хорошо сохранились. Так художники, которым было приказано убрать эти изображения, спасли их для потомков. В те времена опасно было защищать веру, сохранять иконы, но художники сделали это с риском для жизни.

- Как вы думаете, почему они не уничтожили иконы?

(Дети высказываются.)

Да, эти люди ослушались приказа и не разрушили святой образ. Они не побоялись укрыть иконы металлической сеткой и цементом и сохранили эти святыни для нас. Потому что эти художники были настоящими патриотами России и верили, что наш народ вновь вернется к своим корням, к своей вере.

- В народе считается, что чудотворные иконы сами «знают», когда являться людям, и раньше положенного срока это время не придет. Как вы думаете, почему именно в 2010 г. открылись эти иконы?

Примерные ответы детей:

- 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

- Больше стало верующих, появились новые храмы.

- Больше стало патриотов. И т. д.

Классный руководитель. Эти иконы были спрятаны в безбожные советские годы. В течение 70 лет наш народ пытались насильно лишить духовности. И чудесное обретение этих икон дает надежду на духовное возрождение России.

III. Игра «Продолжи предложение»

Классный руководитель. С Кремлем связано много традиций и легенд, которые известны каждому культурному и образованному человеку. Давайте проверим, входите ли вы в число этих людей. Попробуйте закончить предложения, который я буду читать. (Учитель читает предложения, дети заканчивают.)

- Главными, парадными воротами Кремля всегда были... (Спасские).

- Спасские ворота считались святыми. Через них нельзя было ехать... (верхом).

- Проезжая через Спасские ворота, мужчины должны были снимать головные уборы перед... (иконой Спаса Вседержителя).

- Тем, кто забыл снять шапку, проезжая через Спасские ворота, было уготовано наказание - 50... (земных поклонов).

- Правила поведения при проезде через Спасские ворота были закреплены царским указом в 1658 г.; за исполнением указа следили особые сторожа - ... (воротники и стрельцы).

- Легенда гласит, что, въезжая в Кремль, Наполеон не снял свою знаменитую треуголку и за него это сделал... (порыв ветра).

- В 1812 г. по приказу Наполеона был сделан подкоп под Спасскими воротами, чтобы взорвать Кремль, но огонь не успел дойти до фитилей, потому что неожиданно... (пошел сильнейший дождь).

- На Никольской башне находилась икона... (святого Николая Чудотворца), которая и дала название этой башне.

- В левой руке святой Николай держал церковь - символ города (града), в правой - меч, поэтому икона получила название.. . («Никола с мечом и градом»).

- За всю свою историю Московский Кремль - самая мощная средневековая крепость в мире - ни разу не был... (взят штурмом).

- А вот сама икона пострадала от большевиков, которые обстреляли Кремль в 1917 г., следы от пуль скрыли левую руку Николая, в которой он держал град. С тех пор лик стали называть «Никола... (Раненый)».

- Народ верил, что икона эта охраняла... (Кремль, град Москву, саму Русь).

- В 1612 г. народные ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским ворвались в Кремль именно через... (Никольские ворота).

Как видим, культурных и образованных людей в нашем классе не так уж и много, зато теперь, когда все узнали правильные ответы, их у нас прибавилось.

IV. Информационный блок

1. Мраморное свидетельство о чуде

Классный руководитель. Как вы уже знаете, Спасскую башню французам взорвать не удалось, помешал дождь. А вот то, что произошло с Никольской башней, иначе как чудом и не назовешь. У этого чуда было даже свидетельство - мраморное. Вот как это произошло.

Отступая из Москвы, французы взорвали часть Арсенала, которая примыкала к Никольской башне.

Взрыв был так силен, что выбило окна и двери у всех домов в округе. От Арсенала остались одни развалины. И полбашни рухнуло. А вот «Никола с мечом и градом» устоял! Даже стекло на иконе не треснуло. Даже фонарь со свечой продолжал висеть!

Со всех концов сожженной и разоренной Москвы к иконе стали стекаться люди, чтобы посмотреть на это чудо - оно укрепляло веру и давало надежду на будущее.

О чуде доложили государю императору. Приехав в Москву, Александр Первый самолично убедился во всем и повелел восстановить башню. А еще государь повелел установить на Никольской башне - под иконой - мраморную доску. Слова для нее он начертал сам:

«В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля; но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих».

2. Сила веры народной

Классный руководитель. Со времен победы над Наполеоном прошло 100 лет. Народ хранил память о заступничестве Николая Чудотворца, обращался к нему со своими молитвами. Когда в 1917 г. большевики обстреляли Никольскую башню и повредили икону святого Николая, народ увидел в этом плохое предзнаменование. В 1918 г., во время Великого поста, перед Пасхой, люди тысячами стали собираться у Никольской башни. А у революционеров приближался праздник 1 Мая. Чтобы верующие не помешали первомайской демонстрации, большевики завесили поврежденную икону и мраморную плиту под ней красной материей с надписью «Да здравствует интернационал!» Они хотели завесить икону и на Спасской башне, но по настоянию святейшего патриарха Тихона красное полотнище со Спасителя сняли...

Всю ночь на Страстную среду Красная площадь охранялась, и никто не мог сюда подойти. Но утром все увидели, что красное полотнище разорвалось так, что чудотворный образ святого Николая стал виден и сделался даже светлее, чем был до тех пор. Потом красное полотно стало рваться частями, кусками, лентами и вскоре упало совсем. «Никола мечом разрубил завесу», - говорили люди, объясняя это чудо. Народ требовал, чтобы комиссары убрались из Кремля, чтобы разрешили богослужения в кремлевских соборах.

В тот день порядок удалось установить только с помощью броневиков, но «Никола Раненый» добился, казалось бы, невозможного: утром Ленин подписал постановление, разрешающее пасхальное богослужение в Кремле.

Через три дня в Успенском соборе Кремля прошла пасхальная служба. Вел ее патриарх Тихон. Но это было последнее богослужение.

Вскоре Никольские ворота окончательно закрылись, всех священнослужителей из Кремля выселили. Патриарх Тихон, который не боялся открыто выступать против большевиков, был арестован. А чтобы люди не собирались перед Никольской башней, икону зацементировали. «В итоге с Никольской башней получилось то, что получилось, - обезбоженная, оскверненная башня утратила смысл своего названия. Это храм без божества, кирпичное сооружение с мертвым белым квадратом в его сердцевине. И с незатейливым орнаментом из белых кирпичей на месте мраморной доски».

И только в 2010 г., накануне Дня Победы, иконы на Спасской и Никольской башнях были открыты.

V. Проблемная ситуация «Почему боролись с иконами?»

Классный руководитель. Вы познакомились с историей обретения двух знаменитых кремлевских икон. Узнали о существовании мраморной доски со словами о чуде святого Николая.

(Учитель задает вопросы, дети высказываются.)

- Как вы думаете, почему большевики удалили мраморную доску с Никольской башни?

- Почему зацементировали иконы?

- Большевики яростно разрушали православные храмы, уничтожали памятники выдающимся деятелям Российской империи. Кому мешали православные святыни?

(Предположения детей.)

Действительно, эти иконы, эта мраморная доска, памятники выдающимся деятелям Российской империи напоминали народу о его великом прошлом, о его великой культуре. А большевики говорили, что в старом мире все было плохо, все прогнило и его нужно разрушить и создать новый мир.

Церковь давала жизненные образцы, которые служили объединению людей. В церкви было много авторитетных деятелей, которые выступали против большевиков, например патриарх Тихон. Церковь составляла конкуренцию новой власти, которая хотела полного контроля над умами и душами людей. Поэтому с таким ожесточением большевики боролись с историей, с религией.

В обретении кремлевских икон президент Медведев увидел особый смысл - единение народа с Церковью, восстановление справедливости, совместный труд на благо нашей любимой Отчизны.

- По словам президента, с момента обретения и освящения этих икон наша страна получает дополнительную защиту. В чем, по-вашему, состоит эта защита?

(Дети высказываются.)

VI. О благоговении (словарная работа)

Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классному часу. (Читает с доски.) Это слова известного церковного деятеля. Он говорит о благоговении, без которого невозможно понять истину.

- А что такое благоговение? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

В словаре В.И. Даля дается такое толкование этого слова. (Читает.) «Благоговение - смесь страха и уважения, смирения и покорности, высшая степень почтительности».

А современные ученые это слово объясняют так. (Читает.) «Благоговение - религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь, самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр.»*.

- А теперь задания для словарной работы. Подберите синонимы к глаголу «благоговеть». (Боготворить, преклоняться, трепетать, почитать...)

- Есть ли что-то, перед чем вы благоговеете? Продолжите предложение: «Я благоговею перед...»

(Дети высказываются.)

Составьте свои предложения со словами, написанными на доске.

(Дети выполняют задание.)

А теперь и я в завершение словарной работы приведу пример предложения с этими словами: «В русском народе столетиями хранилась традиция почтительного, трепетного, благоговейного отношения к иконам».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы познакомились с историей обретения двух древних икон на башнях Московского Кремля. Вот что сказал об этом удивительном событии глава Русской православной церкви патриарх Кирилл: «Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты... попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь. Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены. В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX в. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру...»

Дополнительный материал

О чем молчит Никольская башня

.. .Между тем еще патриарх советских времен Сергий говорил, что беды российские будут продолжаться и страна станет напрасно блуждать во тьме до тех пор, пока один из ее защитников и покровителей будет находиться в заточении. Он неоднократно просил Сталина убрать кладку перед иконой Николая Чудотворца, и Верховный главнокомандующий едва не пошел ему навстречу в декабре 1941 г., когда немцы подошли к Москве. Но наступление фашистских войск захлебнулось, и Иосиф Виссарионович передумал возвращать чудотворный лик. Лик самого почитаемого на Руси святого снова скрыли в стене кремлевской башни.

Алексий II тоже неоднократно ратовал за то, чтобы открыть икону, чтобы она, как прежде, защищала страну от темных сил. Управделами президента Бориса Ельцина Павел Бородин даже внес соответствующий пункт в план работ по реконструкции Кремля, однако что-то тогда сорвалось и икона по-прежнему ждет своего часа*.

(И. Попов)

Похожие статьи:

Классный час игра – путешествие, 6-7 класс

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 7 класс

Классный час по эстетическому воспитанию, 6 класс

Классный час «Спасатели России», 6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия для 8-9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна