Игровой классный час 1 класс

Игровой классный час 1 класс. Тема: Как ясен звуков перелив

Цели: познакомить детей с различными музыкальными инструментами; расширять знания об известных исполнителях классических музыкальных произведений; развивать творческие способности учащихся.

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и плана занятия.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель. Интересно, о чём думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра? Может быть, с такими словами рождается музыка:

Чистый лист бумаги,

Нотная строка...

Звуки всей Вселенной

В мыслях у меня...

Дай мне силы, Боже,

Это удержать,

Красоту созвучий

Людям передать!

Е. Арсенина

Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает её на инструменте и только потом уже записывает своё сочинение на нотной бумаге. Иозеф Гайдн любил работать за фортепиано. А вот, к примеру, Пётр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

II. Основная часть.

1. Беседа о музыкантах и исполнителях.

- Как называются люди, которые создают музыкальное произведение? (Композиторы)

- А как называют тех, кто исполняет музыку на инструментах? (Исполнители: скрипачи, пианисты, арфисты, трубачи и т. д.)

- Имена каких композиторов вам известны? А исполнителей?

- И вот музыка, наконец, создана и записана. Но как мы с вами, слушатели, сможем познакомиться с произведением, его услышать?

В этом нам поможет музыкант-исполнитель - человек, прекрасно владеющий музыкальным инструментом, исполняющий музыкальные произведения для нас с вами, то есть для слушателей.

Исполнитель является как бы посредником между композитором и слушателем. Он должен не просто прекрасно исполнить музыку, но и точно передать смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Не случайно исполнительство считается одним из видов художественного творчества, то есть искусством. К тому же исполнитель, талантливый исполнитель, не просто «расшифровывает» для слушателя нотную запись композитора, «оживляя» её, а вносит в произведение свою индивидуальность, частичку своего «я». «Исполнение - это второе творение», - говорил русский пианист, дирижёр и композитор Антон Рубинштейн.

Пианисты - Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Евгений Кисин, Николай Петров, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер; скрипачи - Владимир Спиваков, Виктория Третьякова... Этот список исполнителей с большой буквы можно продолжать до бесконечности...

Если музыка написана для фортепиано, то её исполняет для слушателей пианист, для баяна - баянист, для скрипки - скрипач и так далее. Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству и быть конечно же одаренным человеком.

2. Игровая часть занятия.

1) Игра «Разыщите инструменты».

- Среди букв спрятаны названия музыкальных инструментов. Попробуйте их отыскать.

А

Р

Ф

А

С

X

Г

Р

О

М

Ю

Щ

К

В

Ч

О

Г

И

Т

А

Р

А

Ы

Я

В

3

Р

Д

И

О

П

Л

Г

Ж

У

Ш

П

С

Э

Ь

К

С

Б

М

К

Ц

Ф

Ж

Р

М

А

О

А

Ъ

Ы

3

Б

А

Р

А

Б

А

Н

Ю

(Арфа. Гитара. Барабан. Труба. Скрипка. Рояль)

2) Задание на сообразительность.

- Если внимательно присмотреться и прислушаться, то можно встретить присутствие музыки буквально везде и всюду.

На доске записаны слова:

Соль, коляска, дорога, фары, лягушка, река, сирень, репа, домино, помидор, домик, клякса, сигарета, фагот, пемоксоль, фасоль, микстура, ремонт.

Найдите в этих словах названия нот. Придумайте свои слова, где есть названия нот.

3) Игра «Кто король?».

Для игры необходимо заранее изготовить из твердой фольги корону; понадобится один стул с прямой спинкой - «трон».

Условия игры: на троне лежит корона. Двое детей становятся по обе стороны трона (с противоположных сторон). Под русскую плясовую мелодию исполняют произвольные танцевальные движения. По окончании музыки надо быстро взять корону, сесть на «трон» и надеть корону на голову. Того, кто успеет занять первым трон и надеть корону, «подданные» провозглашают королем. Они дружно скандируют: «Да здравствует король!»

4) Музыкальные загадки:

Он на солнце заблестит,

Нежным звуком загудит.

В джазе самый первый он –

Серебристый ... (саксофон).

 

Треугольной формы корпус,

Три струны и звонкий голос.

Ну, попробуй угадай-ка?

Это наша ... (балалайка).

 

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Прилетели воробьи.

На мою тетрадку сели

И мелодию запели. (Ноты)

 

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Заиграет, только тронь.

Как зовут ее? (Гармонь)

 

Ду-ду-ду, да да-да-да –

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

Так что же это? ... (Дудочка)

 

Движения плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поет про вечер лунный.

Звучит мечтательный мотив,

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Ее названье... (скрипка).

 

У такого инструмента

Есть и струны, и педаль,

Клавиши. И, несомненно,

Это славный наш ... (рояль).

 

Весельчак, а не буян –

Голосистый ... (барабан).

3. Познавательная часть занятия.

Интересные факты из жизни В. А. Моцарта

Некоторые великие музыканты, как показывает нам история, были не только гениальными композиторами, но и превосходными пианистами и импровизаторами, то есть они могли без всякой предварительной подготовки, находясь за инструментом, одновременно сочинять по ходу и исполнять только что придуманную ими музыку.

Прекрасными импровизаторами были и Иоганн Себастьян Бах, и маленький виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт. В те далёкие времена музыкальная импровизация была в большой моде и считалась целым искусством: каждый музыкант должен был уметь импровизировать за музыкальным инструментом.

Известны, например, самые невероятные истории, дошедшие до нашего времени о маленьком Моцарте, талантливом музы- канте-исполнителе и импровизаторе, который, несмотря на свой юный возраст, уже в совершенстве владел техникой игры на инструменте.

С шестилетнего возраста вундеркинд (в переводе с немецкого «чудо-ребёнок») выступал с концертами, где исполнял также и свои импровизации на различные темы. Он делал это с таким искусством и виртуозностью, что вызывал у публики полнейшее изумление и недоверие. Те считали, что маленький ребёнок не может так играть и импровизировать. Например, на одном из концертов в итальянском городе слушатели потребовали, чтобы Моцарт снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Однако сняв кольцо, малыш продолжал играть в том же духе.

На другом концерте богатая и знатная публика никак не могла поверить, что перед ними играет маленький ребенок. Они считали, что это взрослый человек, только очень маленького роста. И только после того, как во время своего выступления маленький Моцарт вдруг заметил неизвестно откуда взявшуюся кошку и, совершенно забыв про всё, выскочил из-за инструмента и бросился за ней, все поняли, что перед ними, действительно, ребенок. Вряд ли взрослый позволил бы себе, забыв про все правила приличия и этикета (а надо сказать, что в те времена их строго придерживались), подобную выходку. Такое сделать мог только маленький ребёнок.

Слушание фрагментов произведений классиков (в записи).

III. Итог занятия.

- О каком композиторе говорили сегодня?

- Кто такие и какие бывают исполнители?

Творческое домашнее задание:

Попробуйте изготовить простейшие музыкальные инструменты, вам вполне под силу. Для этого требуется совсем немногое: большое желание, трудолюбие и немного смекалки.

Итак, в пустые коробочки из-под киндер-сюрпризов насыплем чайную ложку любой крупы, какая найдётся в квартире, плотно закроем коробочки, и - инструмент готов! Осталось только придумать название своему изобретению, ну, к примеру, можно назвать его «шумелка»: если потрясти коробочкой, то можно услышать тихое и мягкое ш-ш-ш... Что напоминает вам этот звук? Может быть, шорох листьев во время дождя?..

Да, если хотите придать своему инструменту потрясающий, необыкновенный вид, возьмите в руки масляные краски и распишите его под хохлому или гжель, в общем, как вам нравится! Когда просохнет краска, берёте по «шумелке» в каждую руку большим и указательным пальцами (чтобы не заглушать звук) и сопровождаете пение игрой на собственноручно изготовленных музыкальных инструментах.

Между прочим, ребята, своими руками вы можете изготовить не только шумелки, но и тарахтелки, гремелки, свистелки, сопелки и тому подобное. В ход могут пойти небольшие пустые коробочки и ёмкости, спичечные коробки (которые обязательно должны плотно закрываться), немного пшена или гречки, риса, гороха и т. д., а также деревянные палочки, брусочки и тому подобное. (Желательно наглядно показать, какие «музыкальные инструменты» могут получиться)

Похожие статьи:

Классный час 1 класс

Игровой классный час 1 классе. Конспект

Внеклассное мероприятие по ПДД, 1 класс

Час общения в 1 классе

Конспект классного часа для 1 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна