Внеклассное мероприятие по литературе в начальной школе

Беседа-обзор о жизни и творчестве Л. Воронковой для младших классов «Я родом из детства»

Писательство мне кажется похожим на дерево, пригретое весенним солнцем: оно не может не развернуть листья, если бы оно даже и не хотело их развернуть.

Л. Воронкова

Методический комментарий:

Перу Любови Воронковой принадлежит много книг. Не все книги писательницы - так бывает - выдержали испытание временем. Но среди ее книг есть такие, что вошли в золотой фонд детской литературы. Это деревенская проза для маленьких и повести из истории Древней Греции и Древнего Востока для подростков. Книги Л. Воронковой, несомненно, обогатят с познавательной и педагогической точки зрения и детей, и взрослых.

Любовь Воронкова писала о том, что хорошо знала, что сама испытала в жизни. Ее книги учат любить людей и уважать их труд, любить природу, свою родину и свой язык.

Цель данного мероприятия - дать рекламу лучшим книгам Любови Воронковой. Современные школьники с её творчеством знакомы мало. Это можно объяснить ослаблением интереса к книгам вообще и к историческим произведениям и повествованиям о русской деревне в частности.

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

II. Знакомство с биографией Л. Воронковой. Обзор творчества.

Ведущий. Любовь Воронкова родилась в 1906 году на окраине Москвы, где селилась беднота, на улице Большая Боже- домка (когда-то на этом месте находилось кладбище, или божий дом для убитых, замерзших, безымянных).

И отец, и мать безземельные крестьяне - пришли в Москву на заработки, встретились, женились, завели несколько коров, кормили их, доили и торговали молоком.

Любовь Федоровна вспоминала:

«Я иначе и не помню отца, как в холщовом фартуке с нагрудником. И мать ходила в простых темных платьях - в коровник не нарядишься. Так и проходила жизнь между коровником и домом. А семья росла. И все мы ютились в одной комнате, да еще в проходной».

Потом семья Воронковых, спасаясь от голода, перебралась сначала в деревню под Орлом (на родину отца), а потом в подмосковную деревню Коськово, родину матери. Житье было трудное, хотя все работали от зари до зари: весной возили в поля навоз; летом - покос, жатва, молотьба, тяжелая работа на льне; зимой - корову подоить, овец накормить, воды натаскать, двор убрать. И так изо дня в день, изо дня в день.

Любовь Федоровна вспоминала:

«Постепенно хозяйство наше окрепло. Земли было много, только работай. На дворе, как и у других крестьян, корова, и телка, и свинья, и овцы; и хлеба от весны до весны вдосталь».

Еще в раннем детстве зародились у юной Любы Воронковой три страсти.

Она очень любила рисовать. «Ради этой страсти я могла отказаться от любой игры. Ровная, гладкая земля, а позднее кусок бумаги и карандаш - и ничего лучшего мне не надо было. Какой праздник был у меня, когда мне подарили коробочку цветных карандашей!» - вспоминала Любовь Воронкова.

И отец, и мать, самоучкой еще в юности научившись читать, очень любили книги. Книги в их доме не переводились: Шекспир и Вальтер Скотт, пьесы Островского и «Овод» Войнич. Не случайно чтение стало для Любы настоящим увлечением. Мало того, оно вызывало неистребимую страсть заниматься сочинительством.

В детстве открыла для себя Любовь Воронкова и красоту русской природы. «Луга и поля; трава, в которой можно было утонуть с головой; леса, которые, казалось, доставали вершинами облака; ручей, бегущий среди кустов; красная земляничка на ветке - все было радостью!» - вспоминала Любовь Воронкова.

Жизнь в деревне, даже среди любимой природы, не удовлетворяла развитую и начитанную девушку. В 1926 году Любовь Воронкова едет в Москву, устраивается домашней работницей к генеральше, терпит унижения и все-таки потихоньку добивается своего: посещает литературный кружок, пробует писать. В 1929 году она стала сотрудником детского журнала «Пионер» - так началась ее профессиональная деятельность журналиста и писателя.

Любови Воронковой приходится часто ездить по стране, она много видит, встречает новых людей, пишет рассказы, очерки, пьесы и ищет, ищет свой путь в литературе.

Несомненной удачей писательницы стала маленькая веселая книжка «Маша-растеряша» (1956), написанная Воронковой для чтения по радио. Наверное, никто из детей не хочет оказаться в положении Маши.

Чтение стихотворения учащимися.

Жила-была девочка Маша.

Утром встало солнышко, заглянуло в окно.

А Маша спит.

Пришла мама:

- Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

- Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

- Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать.

Оглянулась Маша - а чулок-то нет!

- Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью - нет...

 

Ищет Маша чулки, никак не найдёт.

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так пойдёшь.

Надо вещи убирать -

Не придётся их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

- Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

 

А Маша всё ищет.

- И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

А Маша отвечает:

- Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак а другого нет!

- Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкапом нет,

И под шкапом нет...

А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так поймёшь.

Надо вещи убирать -

Не придётся их искать.

Подошёл к окну петушок и запел:

- Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

- Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал - нет башмачка во дворе.

А башмачок-то вот где - на столе стоит.

Мама спрашивает:

- Маша, скоро?

А Маша отвечает:

- Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

- В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину –

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

- Ищешь, ищешь - не найдешь,

А без платья не пойдешь...

Надо вещи убирать -

Не придется их искать...

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

- Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

- Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

- Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

- Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

Ведущий. Еще до войны задумала Любовь Воронкова написать книжку о приключениях двух подружек, но написать книжку удалось лишь в 1948 году. Она называется «Солнечный денек».

Всего об одном погожем солнечном деньке из жизни шестилетних деревенских подружек, Тани и Аленки, рассказывается в этой маленькой повести. А сколько событий произошло за этот день: во время завтрака от Тани сбежал пирожок, Снежок утащил тряпичную куклу, Таня поссорилась с Аленкой, накупалась в речке до посинения, послушала дедову сказку, встретила корову корочкой хлеба и, выпив парного молока, уснула, обняв за шею щенка. И все это называется - счастливое детство.

Отрывок из главы «Дедова калоша» (читается по ролям или разыгрывается):

«Только успели Таня и Аленка вскочить на крыльцо, как по крыше застучали крупные капли дождя.

Дождь хлынул так поспешно, что солнышко спрятаться не успело. По двору побежали ручьи, а возле коровника разлилась большая лужа.

Перестал дождь так же сразу, как и начался.

- Ух, ну и лужа! - сказала Таня. - Вот бы лодку пустить!

- А лодка-то у нас где? - возразила Алёнка.

На крыльце стояли большие дедовы галоши. Таня сбегала и принесла одну галошу:

- Вот тебе и лодка!

Галоша поплыла. Но вскоре в неё набралась вода. Галоша отяжелела, повернулась набок, хлебнула воды и утонула.

В это время на крыльцо вышел дед.

- Эй, бабка, - закричал он, - а где моя галоша?

- Здравствуйте! - ответила бабушка. - Галоши растерял!

- Да тут же они стояли! Одна здесь, а другой нет. Мне идти надо, а они куда-то галошу задевали!

Таня и Алёнка торопливо шарили по дну лужи. Галошу вытащили, вылили из неё воду. Но как её подать деду, такую мокрую?

А дед поворчал и пошёл на конюшню в одной галоше.

Тогда Таня потихоньку пробежала на крыльцо и поставила галошу.

Тут вышла бабушка, увидала галошу, покачала головой:

- Совсем чудной старик становится: битый час галошу искал, а она на месте стоит!

Тут Таня не выдержала.

- Бабушка, - сказала она, - ты не говори на дедушку «чудной старик»! А как же он найдёт свою галошу, когда она у нас в луже утонула?

Бабушка только руками развела».

Ведущий. Позднее Любовь Воронкова решила продолжить рассказ о веселых, озорных, трудолюбивых, добрых девочках, рядом с которыми всегда такие же трудолюбивые, жизнерадостные, заботливые взрослые. Это и мама, и бабушка, и дедушка, и соседи, и педагоги. Девочки прожили деревенскую зиму («Снег идет», 1949), бурную весну («Золотые ключики», 1950) и, повзрослев, пошли в первый класс («Подружки идут в школу», 1951), а Таню даже назначили командиром звездочки («Командир звездочки», 1960), потому что она была очень старательная и ответственная.

Отметим интересный художественный прием, использованный писательницей в этом цикле. Первая книжка, «Солнечный денек», состоит из очень маленьких главок, потому что и сами девочки маленькие. Подрастают девочки, и главки в следующих книжках цикла становятся все длиннее и длиннее. Словно писательница знает, что вместе с героинями растут и читатели - они уже в состоянии прочитать длинный текст.

Читать этот книжный сериал одно удовольствие. Baм понравятся в книгах все: и герои, и описание русской природы, и прекрасное русское Слово, которым в совершенстве владеет Любовь Воронкова. Недаром в ее книгах все живет, дышит, звучит.

Отрывок из главы «Бабушкины дела» (читается по ролям или разыгрывается отрывок из повести «Снег идет»):

«На улице был буран, и бабушка сказала Тане:

- Сиди дома!

- А что дома делать?

- Дел в доме сколько хочешь, - ответила бабушка. - У меня дела ещё до свету начались: печку истопила, обед сварила, завтраком вас накормила... А сейчас давай за работу вместе приниматься: я буду кринки мыть, а ты чашки.

Они вымыли посуду, поставили ее в шкаф, а клеёнку на столе вытерли сухо-насухо.

- Ну, вот и дела кончились! - сказала Таня.

- По-твоему, кончились, а, по-моему, нет, - сказала бабушка. - Я пойду - половики вытрясу, а ты бери веник, пол выметай.

Бабушка собрала с полу пёстрые дорожки, оделась и вышла из избы, а Таня взяла веник и стала подметать. Она гак размахивала веником, что весь сор вихрем взлетал кверху. Бабушка вошла с половиками.

- Тише, тише! - сказала она. - Разве так метут!

И показала, как надо мести.

Так они вместе подмели пол и постелили пёстрые дорожки. Чисто стало в избе!

- Вот и всё! - сказала Таня.

- Нет, не всё, - сказала бабушка, - сейчас пойдём гусей кормить.

Гуси стояли около кормушки и ждали. Увидев бабушку с ведром, они закричали на разные голоса. Бабушка дала им корму, они уткнулись в кормушку и умолкли.

- Ну, вот и накормили! - сказала Таня.

Бабушка и Таня пошли в избу. Бабушка вымыла руки, взяла гребень и веретено и уселась прясть кудельку. А Таня стала раздёргивать шерсть.

- Вот спрядёшь кудельку, и работа вся. Да, бабушка? - спросила она.

- Спряду кудельку и дам скотине сенца, - ответила бабушка. - А потом обедать собирать - дед из лесу с дровами приедет, мать из риги придёт. После обеда скотину поить и кормить, корову доить, за водой идти... А там уж и вечер - в горнице печку топить, картошку варить на ужин...

После обеда явилась Алёнка - вся в снегу! Таня обрадовалась.

- Что ж ты не шла так долго?

- Я вьюги боялась. А ты на улице была?

- А когда мне! Я всё бабушке помогала!

Подружки уселись играть в куклы. А когда стемнело, залезли на лежанку и принялись рассказывать друг другу сказки. Бабушка входила, выходила, гремела вёдрами, а Таня и забыла, что она ей собиралась целый день помогать.

И только вечером вспомнила, когда Алёнка ушла:

- Бабушка, а что ещё делать надо?

-Я полезу в подпол, картошки наберу на завтра, капусты достану.

- Бабушка, и я с тобой!

Бабушка полезла в подпол. И Таня с ней. Бабушка набрала картошки, положила из кадки капусты в миску, взяла морковку для щей, а Таня достала из кадки большой солёный огурец, и они вылезли из подпола.

- Вот мы и управились. Да, бабушка? - сказала Таня.

В это время в избу вошла мать, а следом за ней пришел дедушка.

- Накрывай на стол, Таня, - сказала бабушка, - будем ужин собирать.

- Ой, бабушка! - сказала Таня. - А когда же твоим делам конец?

Бабушка улыбнулась и ответила:

- Моим делам конца не бывает!»

Ведущий. Когда станете читать повести, обратите внимание на то, как Любовь Воронкова описывает природу - она создает настоящие акварельные картины, яркие и точные! Здесь писательнице, конечно, пригодились ее детские уроки рисования.

Игровое задание

В повести «Солнечный денек» и других повестях этого цикла есть приметы деревенской жизни, многие из которых вам неизвестны. Давайте попробуем хоть немного восполнить этот пробел и зримо представить жизнь наших героев. Для этого нужно выполнить следующее задание. Найдите в представленном списке слова, обозначающие вещи, действия, понятия, характерные для русской деревни 50-70 годов XX века.

Ведущий показывает детям список слов.

Веретено. (Стержень для навивания нити при прядении.)

Горница. (Комната, чистая половина крестьянской избы.)

Гумно. (Огороженный луг за крестьянским домом.)

Житница. (Сарай для хранения зерна.)

Колхоз. (Одна из форм коллективного труда в деревне.)

Куделька. (Пучок льна, приготовленный для прядения.)

Кузница. (Мастерская с горном для ручной ковки металлических изделий.)

Лежанка. (Выступ у печки для лежания.)

Лен. (Техническая культура. Из его стеблей получали волокно, а из семян - масло.)

Молотьба. (Работа по отделению соломы от чистого зерна.)

Мякина. (Отходы, получающиеся при молотьбе.)

Пакля. (Грубое волокно, отход, получающийся после обработки льна.)

Палисадник. (Небольшой огороженный садик перед домом.)

Парное молоко. (Теплое, только что надоенное молоко.)

Пасека. (Пчелиный город.)

Пашня. (Вспаханное поле.)

Подойник. (Ведро доярки.)

Рига. (Сарай или яма для сушки снопов и молотьбы.)

Самовар. (Внутри воды огонь пылает, вода его не заливает (загадка).)

Сбруя. (Часть конской упряжи.)

Солома. (Стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота или сухие стебли ржи, пшеницы.)

Телочка. (Детеныш коровы.)

Ток. (Крытая площадка для молотьбы, позднее - для сортировки зерна.)

Хомут. (Часть конской упряжи.)

На ферме. (Где живет колхозное стадо.)

Шайка. (Деревянное или железное ведерко в бане.)

Изба. (Деревянный деревенский дом с русской печкой.)

Кринка. (Глиняный удлиненный сосуд для молока.)

Ведущий. Самым лучшим, самым трогательным и поэтичным произведением писательницы является повесть «Гуси- лебеди» (1970).

Тяжело живется Аниске на свете, потому что не такая она, как все, и сверстницы не хотят, а порой и не могут понять ее. У Аниски косят глазки, но вместо того, чтобы посочувствовать ей, девчонки обидно и безжалостно кличут ее Косулей. Аниска очень любит природу и с интересом наблюдает, как суетятся муравьи, как летят дикие утки, как растут цветы, и готова ввязаться в драку, если мальчишки бросили в пруд кошку или полезли в гнездо за птенцами.

Отрывок из главы «Аниска» (разыгрывается по ролям или зачитывается):

«Это было интересное зрелище. Дождевой червяк высунулся на свет возле муравейника. Муравьи вцепились в него и начали вытаскивать из земли. Червяк почуял недоброе. Он упёрся и начал пятиться обратно в землю. Но муравьи не давали ему уйти...

Аниска сидела над ними неподвижно.

- Вытащили!

Муравьи волокли червяка к себе в муравейник. Червяк скорчился, уцепился за траву. Тогда чёрные хищники навалились на него и разняли на две половинки. Аниска, удивленная такой свирепостью, смотрела, как они запихивали червяка в отверстия муравейника.

- Аниска, ау!

- Аниска, ты где? Ты что делаешь?!

Аниска встала. Девочки пробирались к ней сквозь кусты.

- Чего нашла? Чего нашла? - звонко и торопливо повторяла Танюшка.

Она заглянула в Анискину корзинку. В корзинке топорщились сухие еловые шишки - Аниска набрала разжигать самовар.

- Ничего? А почему здесь сидишь?

Аниска помедлила - рассказать или не надо?

- Тут одна история была...

Танюшка тотчас пристала:

- Какая история? Какая?

- Вот я видела... Отсюда червяк вылез...

- Ой! Вот так история, - закричала Танюшка, - про червяка!

- А потом муравьи напали, разорвали его и утащили.

- И всё?..

Аниска и сама не могла понять, почему ей так интересно было смотреть, а рассказ вышел совсем неинтересный.

- А ну-ка я сама погляжу!

Танюшка схватила сухую ветку и быстро разворошила край муравейника. Муравьи забегали, потащили куда-то свои белые коконы...

Аниска оттолкнула Танюшку, вырвала у неё ветку и забросила в чащу.

- Ты что? Драться, да?! - У Танюшки в голосе послышались слёзы.

- А ты не мучай.

- А кого я мучаю? Кого?

- Муравьёв. Они строили, а ты ломаешь.

-Ну и сиди со своими муравьями. Косуля!.. Кать, пойдём! Пусть одна ходит!.. Косуля, Косуля!

Аниска хмуро посмотрела им вслед. На смуглых скулах выступил румянец. Всегда так. Когда сказать нечего, так сейчас - «Косуля».

А это слово Аниске было больней всего на свете».

Ведущий. Только в лес Аниска приходит как к другу, здесь ей приветливо кивает каждая травинка и каждая птица кричит ей «здравствуй!» Но девочке очень хочется иметь подружку и среди людей. Прочитав повесть до конца, вы обязательно полюбите Аниску и узнаете, сумела ли добрая и бескорыстная девочка найти настоящую подружку.

Вам обязательно захочется прочитать что-нибудь ещё, узнать новых героев. Познакомьтесь с повестью «Девочка из города».

Она была написана в 1943 году, но до сих пор трогает сердца детей и взрослых, потому что создана талантливым писателем, чутко отзывающимся и на чужое горе, и на чужую радость.

Маленькая Валентинка уже успела хлебнуть немало горя. Погиб на фронте ее отец, во время бомбежки погибли ее мать и младший братишка. И теперь бредет она с другими беженцами подальше от фронта.

Простая деревенская женщина Дарья Шалихина пожалела сиротку и взяла ее в свой дом. Ох, как трудно приживалась девочка из города в чужой семье. И крестьянская работа была непривычна ей. И дед казался сердитым. И с родными детьми Дарьи подружиться непросто: старшая Груша любит командовать, средняя Таиска поозорничать, а младший Романок покапризничать.

Но проходит время, и благодаря терпению, участию, мудрости матери и деда Валентинка становится родной в семье Шали- хиных.

Отрывок из главы «Мать устраивает необыкновенную баню» (разыгрывается по ролям или зачитывается):

«В субботу вечером мать вытащила из печки огромный чугун с горячей водой и сказала:

- Ребятишки, готовьтесь!

- Сейчас в печку полезем! - закричала Таиска. - Париться!

Валентинка думала, что Таиска вышучивает ее. Как это они вдруг полезут в печку?

Мать вытащила из печки все горшки и кринки, настелила всюду свежей соломы - и в самой печке, и на шестке, и на полу возле печки. Налила в таз горячей воды, сунула в него берёзовый веник и поставила в печку.

- Баня готова, - сказала она. - Кто первый?

- Я! - закричала Таиска, живо сбрасывая платье. - Я готова!

- Ну уж нет, - возразила Груша, - ты успеешь. Тут и постарше тебя есть!

Но пока Груша говорила, пока развязывала поясок, Таиска уже залезла в печку. Мать прикрыла её заслонкой, а Таиска плескалась там и выкрикивала что-то от избытка веселья.

- Лезь и ты, - сказала мать Валентинке. - Печка широкая, поместитесь.

- Я измажусь вся! - прошептала Валентинка.

- А ты осторожнее. Стенок не касайся.

Валентинка разделась, неловко полезла в печку и тут же задела плечом за устье, чёрное от сажи.

- Разукрасилась! - засмеялась мать.

- Лезь, лезь скорее! - кричала Таиска из печки. - Иди, я тебя веничком попарю!

Валентинка боялась лезть в печку. Но когда влезла, ей вдруг эта баня очень понравилась. Блаженное тепло охватило её. Крепко пахло веником и свежей соломой. Таиска окунула веник в мыльную воду и принялась легонько хлестать её по спине. Потом тёрли друг друга мыльной мочалкой. И всё это было очень приятно.

В печке было темно, только щёлочка вокруг заслонки светилась, как золотая дужка. Эта жаркая пахучая тьма, эта шелковистая влажная солома под боком, этот веник, одевающий тёплым дождём, - всё отнимало охоту двигаться. Даже Таиска угомонилась и прилегла на солому.

Но в печке долго не просидишь. Стало душно. Хотелось высунуться, глотнуть свежего воздуху.

- Мне жарко... - прошептала Валентинка.

- Мне тоже, - сказала Таиска. И закричала: - Мамка, открывай!

-Ага, запарились! - сказала мать и открыла заслонку. Таиска выкатилась из печки как колобок. А Валентинка опять зацепилась и посадила на плечо чёрную отметину. Пришлось замывать. Мать посадила их в корыто, облила тёплой водой, дала холщовое полотенце.

- Вытирайтесь, одевайтесь - и марш на лежанку сохнуть!»

Ведущий. Заканчивая разговор о деревенской теме в творчестве Любови Воронковой, хочу порекомендовать вам также прочитать поучительную книжку «Внучек Ваня» и прелестную сказку о бережном отношении к природе - «Волшебный берег» (1964).

Будучи зрелой писательницей и уже перешагнув свой шестидесятилетний юбилей, Любовь Воронкова обратилась к миру древности, и это опять не было случайностью.

Любовь Воронкова всегда любила читать труды древних писателей - Геродота и Плутарха, Павсания и Фукидида. Какие сильные характеры, какие потрясающие события! Так и хотелось познакомить с ними своих читателей!

Любовь Воронкова рассказывала: «Учиться мне lie пришлось, поэтому древних писателей я открывала сама. И как начала открывать, так и не выхожу из состояния удивления и восторга».

Писательница изучила горы исторического материала, и, когда накопились изрядные знания о древнем мире, далекая эпоха открылась перед ней, и уже было что рассказать читателям.

Ее первой исторической книгой стала повесть «След огненной жизни» (1969) о царе Кире, основателе персидской державы, жившем в 6 в. до н. э.

Затем Л. Воронкова обратилась к еще более ранним векам и в романе «Мессенские войны» (1969) познакомила нас с целым народом из маленькой греческой страны Мессении, который мужественно сражался за свободу и независимость.

Самой великолепной фигурой в древней истории Любовь Воронкова считала Александра Македонского (356- 323 гг. до н. э.). Не случайно дилогию о величайшем завоевателе она «писала в полном самозабвении и счастье» (Л. Воронкова).

В первой книге, «Сын Зевса» (1971), она рассказала о его детских и юношеских годах, об отце, царе Филиппе, матери, первых завоеваниях.

Во второй книге, «В глубь веков» (1973), прослеживаются последние двенадцать лет жизни царя Александра Македонского, наполненные походами, сражениями, открытиями новых земель и торговых путей, строительством городов, расправами над врагами и непослушными подданными - до самой таинственной смерти в расцвете сил и могущества в неполные тридцать три года.

Большой удачей стала и последняя повесть Любови Воронковой, посвященная битве при Саламине - «Герой Соломина» (1975). В этой битве (480 в. до н. э.) греки под предводительством афинского демократа Фемистокла разбили персидский флот, считавшийся непобедимым.

Наши ученые - историки и критики детской литературы - дали высокую оценку историческим повестям и романам Любови Воронковой. Они отметили, что автор хорошо владеет историческим материалом, подаёт его четко и занимательно, излагая чистым, прозрачным языком, строго придерживается исторической правды.

Чтение исторической прозы Любови Воронковой не только очень увлекательно. Читая, невозможно не выполнить некоторые дополнительные полезные действия:

1. Вы обязательно рассмотрите рисунки, изучите географические карты и схемы сражений, планы городов.

2. Познакомитесь с предисловием и послесловием, помещенными в книге.

3. По ходу чтения обратитесь за разъяснениями к ссылкам и примечаниям, комментариям и приложениям, входящим в справочный аппарат книги.

4. Закончив читать книгу, несомненно, испытаете желание прочитать что-то еще по этой теме.

III. Подведение итогов беседы-обзора.

- Мы надеемся, что каждый из вас найдет среди книг писательницы книгу по душе.

Счастливых вам встреч с книгами и героями Любови Воронковой!

Литература

1. Баруздин, С А. О Любови Воронковой [Текст] // С. А. Баруздин. Заметки о детской литературе. - М. : Детская литература, 1975.-С. 135-142.

2. Воронкова, Л. Ф. Герой Саламина [Текст] : истор. повесть / Л. Ф. Воронкова. М. : Детская литература, 1981.

3. Воронкова, Л. Ф. Детство на окраине [Текст] : автобиографическая повесть / Л. Ф. Воронкова. - М., 1973.

4. Воронкова, Л. Ф. От автора [Текст] / Л. Ф. Воронкова // Л. В. Воронкова. Повести. - М. : Детская литература, 1956. — С. 3-16.

5. Воронкова, Л. Ф. След огненной жизни ; Мессенские войны [Текст] : повести / Л. Ф. Воронкова. - Ярославль : Верхн.- Волж. кн. изд-во, 1991.

6. Воронкова, Л. Ф. Собрание сочинений [Текст] : в 3 т. Т. 1-3 / Л. Ф. Воронкова. - М. : Детская литература, 1986-1987.

В собрание сочинений вошли повести и рассказы о детях, а также дилогия об Александре Македонском.

7. Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса ; В глуби веков [Текст] : ис- тор. романы / Л. Ф. Воронкова. - М. : Детская литература, 1984.

8. Книги - детям [Текст] : сб. матер, в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым. - М. : Детская литература, 1975.-С. 121-122.

9. Литературно-художественный календарь. Сентябрь. Воронкова J1. Ф. [Текст] // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 119-123.

10. Николаев, В. Н. В жизнь идущим [Текст] : очерк творчества Л. Ф. Воронковой / В. Н. Николаев. - М. : Детская литература, 1968.

31. Нутилина, В. Светлый и добрый талант [Текст] / В. Пути- лина // Воронкова Л. Ф. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 1. - М. : Детская литература, 1986. - С. 5-22.

12. Путилина, В. Л. Ф. Воронкова и ее книги [Текст] / В. Л. Нутилина // Воронкова Л. Ф. Герой Саламина : истор. повесть. - М. : Детская литература, 1981. - С. 3-8.

13.Русские детские писатели XX века [Текст] : биобиблиографический словарь. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Флинта, 1998.-С. 101-103.

14. Шофман. А. С. Александр Македонский и его эпоха [Текст] / А. С. Шофман // Воронкова Л. Ф. Сын Зевса ; В глуби веков : истор. романы. - М. : Детская литература, 1984. - С. 3-8.

15. Шофман, А. С. Греко-персидские войны [Текст] / А. С. Шофман // Воронкова Л. Ф. Герой Саламина : истор. повесть. - М. : Детская литература, 1981. - С. 212-220.

Похожие статьи:

Конкурсная программа. Сценарий для 3 класса

Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе

Сценарий конкурсной программы для 1 класса

День рождения. Сценарий для 4 класса

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Книги

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна