Фольклорный праздник в начальной школе. Сценарий

Фольклорный праздник для младших школьников Сценарий «Воронежская старина»

Данный сценарий может быть использован педагогами из других регионов как образец мероприятия, посвященного истории родного края, традициям и культуре малой родины.

Цели: знакомство детей с обычаями родной страны, с традиционным укладом жизни; воспитание уважения к опыту предыдущих поколений.

Оборудование: макет дома, плетня, русской печи, яблоньки с яблочками; изображение Петра I на фоне кораблей; портреты М.Н. Мордасовой, А.Н. Корольковой; на стенде сборники песен, которые исполняла М.Н. Мордасова, сборники сказок А.Н. Корольковой; музыкальное сопровождение; костюмы.

Ход мероприятия

Входят дети в русских костюмах: девочки в сарафанах с лентами на голове, мальчики в косоворотках, у некоторых на голове кепки с цветками.

Ведущий 1. С давних пор Воронежский край славился своим богатым фольклором: героическими былинами, преданиями, добрыми сказками, лирическими песнями, меткими пословицами и поговорками.

Ведущий 2. В фольклорных произведениях отражены любовь и восхищение теми людьми, которые много сделали для развития края. Существует много преданий о русском царе Петре I, например «Петр и плотник».

Ученик (читает). Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за это ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам и рубил, и пилил. Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал — какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.

- Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.

Ведущий 1. Наш народ сочинил много пословиц и поговорок, в которых он выразил высокие нравственные черты русского народа, а также презрение к лени, глупости и жестокости.

Дети (выходят и поочередно называют пословицы):

• Нанялся — продался.

• Ходя наешься, стоя выспишься.

• Отольются волку коровьи слезки.

• Без ума голова — что лукошко.

• Наш брат Исайка - без струн балалайка.

• Не всякому слуху верь.

• Не место человека просвещает, а человек место.

• Не надейся, Роман, на чужой карман: раньше вставай да свой наживай.

Ведущий 1. В давние времена в каждом селе были свои посиделки.

Ведущий 2. Зимой — в горнице, летом — на завалинке.

Ведущий 1. Роднило одно: собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть.

Ведущий 2. Переброситься частушкой.

Ведущий 1. Посоперничать в потешках и забавах.

Ведущий 2. Умением и мастерством блеснуть.

На сцену выбегают два скомороха.

Ведущий 1.

Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Скоморох 1. Я — скоморох Прошка.

Скоморох 2. А я — Федул-скоморошка.

Прошка.

У меня, скомороха Прошки,

Игр да забав полное лукошко!

Федул.

Собирайся, народ,

Становись в хоровод

Без толчеи, без спешки.

Вас сегодня ожидают

Игры и потешки.

Ведущий 1. Летом часто собирались ребятишки на лужайке и играли в хороводные игры.

Предлагается игра «Заинька». Выбирается при помощи считалки водящий — Заинька.

Прошка.

Зайчик серый,

Куда бегал?

Заинька. В лес дубовый.

Федул. Чего делал?

Заинька. Лыко драл.

Прошка. Куда клал?

Заинька. Под колоду

Федул. Кто украл?

Заинька. Родион.

Прошка. Выйди вон.

Игроки становятся в хоровод, берутся за руки, идут по кругу и поют, Заинька находится в центре.

Заинька кудри вьет, серенький кудри вьет,

Вот так, вот сяк кудри вьет. (2 раза)

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так, вот сяк попляши! (2 раза)

Заинька, во щелчки, серенький, во щелчки!

Вот так, вот сяк во щелчки! (2 раза)

Заинька, подопрись, серенький, подопрись,

Вот так, вот сяк подопрись! (2 раза)

Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись! (2 раза)

Заинька, переменись, серенький, переменись,

Вот так, вот сяк переменись! (2 раза)

В процессе игры играющие показывают движения, а водящий повторяет их. После слова «переменись» Заинька выбирает следующего игрока.

Ведущий 2. Часто в праздничные дни или в свободное от работы время молодые девушки водили хороводы.

Танец «Девичий хоровод».

Ведущий 1. С маленькими детьми мамы и бабушки разучивали потешки, песенки и прибаутки.

На сцену выходят два участника.

Участник 1.

Чи-чи, чи-чи, сорока,

Ты где была?

Участник 2. Далёко.

Участник 1. Что делала?

Участник 2.

Кашку варила, хвостик опалила.

Приехали гости, поглодали кости.

Участник 1. А кто ж им рад? Еще что дать?

Участник 2.

Этому — пряничек, этому — калачик.

Этому — сальца, этому — яйца.

Участник 1.

А где ж их посадить?

А куда их проводить?

Участник 2.

Тут — пень, тут — колода,

Тут — болото, тут — холодная вода.

На сцену выходит ученик.

Ученик.

А ту-ту, а ту-ту,

Я на елочке расту.

Ветер елку укачал,

И я с елочки упал.

Я упал на пенек,

Стал пригожий паренек.

Несколько учеников по очереди читают потешку.

Ученики.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста,

Одна липова доска.

Как на этой на доске

Лежал серенький коток,

Раскудрявенький клубок.

Как повадился коток

К двум старушкам в погребок

Красть сметану и творог.

Как заметили кота

Две старушки из окна,

Побежали за котом

Да с дубиной, с батогом.

Как ударили кота

Поперек живота —

Перевернулся наш коток

С боку на бок раз пяток.

Выходят скоморохи.

Прошка.

А ну, хватит вам болтать,

Время пляску начинать!

Федул. Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Исполняется пляска «Барыня». Далее выходят два ученика в народных костюмах.

Ученик 1.

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Ученик 2.

Только разве дело в моде,

Если любят их в народе.

Выходят мальчики и девочки и поют частушки.

Мальчики.

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Пропоем мы вам частушки

Очень замечательно.

Девочки.

Ах, гармошечка-гудок,

Свое дело знает.

Она в Сашиных руках

Хорошо играет.

Мальчики.

Елки-долги, елки-долги,

Елки да осиночки,

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Все (хором).

Эх, ох, весело,

До чего же весело!

Весело гармонь поет,

Всех на улицу зовет!

Девочка.

Не смотрите на меня,

Глазки поломаете,

Я не вашего села,

Вы меня не знаете.

Мальчик.

На окошке два цветочка,

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам.

Мальчики.

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам!

Все (хором).

Эх, ох, весело,

До чего же весело!

Весело гармонь поет,

Всех на улицу зовет!

Ведущий 1. Воронежский край гордится всемирно известной исполнительницей фольклорно-музыкального жанра Марией Николаевной Мордасовой. В ноябре прошлого года в поселке

Анна стартовал областной фестиваль народной песни, посвященный этой веселой песеннице и непревзойденной частушечнице.

Ведущий 2. Почему именно в Анне стартовал фестиваль? Потому что Анна — родина Русского народного академического хора, созданного суровой зимой 1943 г. Когда враг подступал к городу Воронежу, немногие из оставшихся солистов Воронежского народного хора были эвакуированы в Анну. В их числе была и М. Н. Мордасова.

Ведущий 1. К ним присоединились песенницы из окрестных сел. Так сложился коллектив будущего народного хора.

Ведущий 2. Послушайте песню «Соперницы» из репертуара М.Н. Мордасовой.

Исполняется песня «Соперницы».

Ведущий 1. В феврале 2002 г. наша воронежская земля широко отмечала 110-летие со дня рождения известной сказительницы, нашей прославленной землячки из села Старая Тойда Анны Николаевны Корольковой.

Ведущий 2. Но не всем известно, что она также была прекрасной песенницей и в годы войны вместе с М.Н. Мордасовой выезжала на передовую и в госпитали с концертами. А тексты задорных частушек и припевок, которые исполняла М.Н. Мордасова, зачастую были написаны А.Н. Корольковой.

Ведущий 1. Но в нашей стране ее знают прежде всего как незаурядную сказительницу, автора сборников сказок, которые издавались не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ведущий 2. Мы предлагаем вашему вниманию сказку А.Н. Корольковой «Чья лень больше».

Инсценировка сказки А. Н. Корольковой «Чья лень больше». Если нет возможности подготовить инсценировку, можно с выражением прочитать сказку. Далее выходят скоморохи.

Прошка.

Жил-был Колоброд.

Он развел огород.

Федул.

Уродился огурец,

Играм, сказкам — конец!

Похожие статьи:

Устный журнал для школьников

Театрализованное представление для младших школьников

Праздник книги в начальной школе. Сценарий

Юмористические сценки для начальной школы

Праздник на летней пришкольной площадке. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна