Конспект занятия по сказкам в старшей группе детского сада

Занятие по развитию эмоций для детей 5-6 лет на тему «В поисках клада»

Цель: формировать позитивное отношение к товарищам.

Задачи:

— обеспечивать чувство психологической защищенности, доверия;

— развивать у детей уверенность в себе по принципу: «Я могу, я умею»;

— повышать самооценку;

— снижать уровень тревожности с помощью развития коммуникативных навыков.

Оформление игровой комнаты

На стене изображение замка. На ковре две-три елочки (лес), рамка- овал («волшебное зеркало»), три домика, голубая полоса из клеенки или картона (река), три дорожки. Фигурки животных, карточки с изображением животных, светильник-цветок (вариант: фонарик с насадкой). Листы бумаги, цветные карандаши, краски, маски, схематичное изображение человека, а также поз человечков и эмоций. Задание в конверте, колокольчик или музыкальная открытка (вариант: музыкальная шкатулка), аудиокассета «Музыка для релаксации».

* * *

Вводная часть

Постепенное вхождение в сказочную ситуацию. Сказочная страна еще «спит». За минуту до начала занятия включается музыка, и дети за дверью слышат первые «сказочные» звуки.

Педагог. Ребята, вы слышите эти звуки? Сказка зовет, сказка вас ждет. Но войти в Сказочную страну может только тот, кто умеет слышать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить осторожно, не нарушая покоя в Сказочной стране. Сказочная страна полна неожиданностей. А что еще необходимо для нашего путешествия?.. Запомните магические слова:

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Дети хором повторяют за педагогом.

Секреты прочной дружбы — взаимовыручка, доброжелательные взаимоотношения, поддержка, смекалка, юмор. Готовы к путешествию? В путь! Прислушаемся. Открываем дверцу...

Педагог передает детям определенный настрой на сказочное восприятие. Потом он с детьми тихонько заходит в игровую комнату, звучит музыка «Звуки природы».

Что вы слышите? О чем вам рассказывают сказочные звуки?

Дети отвечают.

• В качестве музыкального сопровождения можно использовать музыку для медитации и релаксации.

Далее надо пересечь некую черту, за которой и начинаются чудеса, превращения. Это может быть «волшебная дверка», лаз (туннель), воротики. Важен и звуковой сигнал, например: звон колокольчиков, определенная мелодия и т.п. Затем психолог подводит детей к месту превращений.

Чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал вхождения в Сказочную страну. Элемент ритуала — «превращение» ребенка в какого-либо сказочного героя. Место «превращений» — какой-либо «магический» предмет (например, волшебный цветок или волшебный камень), используемый волшебницей, Феей (Фея — это нарядная кукла, на головку ей можно надеть корону).

Если к цветку подходит добрый, спокойный, уверенный человек: девочка или мальчик, то волшебный цветок (светильник, фонарик и др.) начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Нужно только закрыть глаза и тогда можно превратиться в сказочного героя. Глубоко вздохните и полностью выдохните, вдох-выдох, медленно-медленно откройте глаза. Кто вы? Попробуйте начать двигаться, как те герои, в кого вы превратились. Какой у вас характер? Какое настроение?

Дети отвечают.

Основная часть

Педагог. Кто сегодня пришел в сказку?

Дети называют, в каких сказочных героев они превратились.

Вот «волшебное зеркало» (рамка). Но в него надо посмотреть внутренним взором, с помощью фантазии и желания. Закройте глаза и попробуйте «увидеть», представить себя в образе того сказочного героя, в которого вы превратились. Не открывая глаз, попробуйте слегка подвигаться, как ваш герой. Откройте глаза.

Пример. «Лена, ты кто?» — «Золушка». — «Аня?» — «Белоснежка». — «Миша?» — «Гномик» и т.д. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Образ, выбираемый им для перевоплощения, может рассказать о том, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент.

В сказочном образе ребенок компенсирует то, чего ему не хватает в жизни. Выбранный герой чем-то очень значим для него: ребенок может тренировать важную для него манеру поведения, кроме того, многократно проживая события под маской данного образа, эмоционально освобождается от чего-то лишнего. Например, от излишней тревожности, каких-либо страхов, неуверенности, несобранности и др. С помощью образа ребенок сигнализирует психологу о своих проблемах.

А теперь игровое задание «Письмо от Феи». Мы с вами в Сказочной стране, перед нами три дорожки. Куда же нам идти? Но что это? Я слышу колокольчика волшебные звуки. Значит, сейчас что-то произойдет. Что это? Письмо. Как вы думаете, от кого оно? Вы сможете узнать? Как?

Дети. Надо прочесть надпись на конверте.

Педагог сообщает, что конверт следует закрасить краской, тогда проявятся буквы. (Дело в том, что надпись сделана свечой.)

Педагог. Итак читаем: «Ребятам детского сада "Степашка" от Феи». Достаем из конверта письмо. (Зачитывает.) «Дорогие ребята, злой волшебник спрятал план-карту Сказочной страны, разделив ее на несколько частей. Это очень важная карта, так как на ней помечено место клада. Помогите мне найти и собрать карту, но для этого надо выполнить задания. Фея Сказочной страны».

Можно придумать или сразу оговорить название страны. В конверте «условные» задания от Феи. Она предлагает познакомиться с жителями Сказочной страны.

Итак, игровое задание «Три дорожки». Перед нами три дорожки. (Дорожки одинакового цвета, но разной ширины. Внутри первой — синтепон, обтянутый целлофаном или тканью болоньей, это мягкая дорожка. Внутри второй — шишечки, это колючая дорожка; третья дорожка из целлофана или серой болоньи, это гладкая дорожка.) Каждая дорожка ведет к одному из жителей Сказочной страны: ежику, зайке, волку. Догадайтесь, какая к кому ведет?

Дети отвечают.

Почему вы так считаете? Подтвердите примерами из сказок.

Дети выполняют.

А кто еще может там жить и почему?

Дети отвечают.

За правильные ответы ребята получают 1-ю часть карты. После ответов детей поставить фигурки зверей на конец дорожек.

Путешествие по Сказочной стране продолжается. Упражнение «Зайчишка» (уверенность — неуверенность).

Педагог читает стихотворение.

Зайчишка-трусишка жил в чаще лесной,

Зайчишка-трусишка дрожал под сосной.

Под липой, под елкой от страха дрожал,

От серого волка едва убежал.

...А ныне зайчишка уже не трусишка:

Артистом работает в цирке зайчишка.

Вот марш раздается, дивятся кругом:

Зайчишка несется на волке верхом.

Ничуть не боится, а все же и сам

Порядком дивится таким чудесам!

С. Погорельский

Каким был зайчик в лесу?

Дети отвечают.

В чем выражалась его неуверенность?

Дети отвечают.

Что он чувствовал, когда был слабым, трусливым, неуверенным?

Дети отвечают.

Подвести детей к выводу о том, что герой сказки может быть или уверенным или неуверенным в зависимости от ситуации.

Выполняется упражнение «Фотоохота».

Детям предлагается вспомнить: в какой сказке или мультфильме они встречали героя, вышедшего на фотоохоту. Затем выбираются трое детей. Один будет изображать какое-нибудь животное (например, зайчишку), другой следует за ним (он будет изображать фотографию), третий — фотоохотник. Он командует: «Раз, два, три — замри!» Замирают оба участника: «животное» и его «фотография». Остальные сличают «снимок» с оригиналом. Игру можно повторить еще раз. За активность, ответы- рассуждения дети получают 2-ю часть карты.

А теперь пойдем по этой дорожке, она непростая. В сказке может все быстро меняться. Давайте выполним упражнение «Живая дорожка». (7 вариант: с открытыми глазами, двигаясь по комнате; 2 вариант: с закрытыми глазами (с помощью воображения), стоя или сидя в кругу.) Сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке, а теперь ступаем на дорожку, где песочек, теплый песочек, и он становится все горячее. Ой! Он просто обжигает ноги... Но вот ручеек, мы войдем в него, волна накатила на песочек, и мы теперь идем по теплой воде... И снова по песочку, он теплый и уже не обжигает ноги... Мы вышли на лесную тропинку, идем по иголочкам, мелким шишкам, сучкам... Мы в волшебном лесу. Сейчас тот, чье имя я назову, предложит сюжет, ситуацию, в которой каждый попробует себя представить. Белоснежка (называют не ребенка, а тот сказочный персонаж, в который ребенок превратился), расскажи, что происходит, где мы, что ты представила? Принц Саша, где ты находишься?..

Далее, через каждые 15—20 с, вызывается следующий ребенок. По завершении упражнения можно задать вопросы.

♦ Все могли представить то, о чем говорили разные наши герои (дети)?

♦ Какую ситуацию вам было легче всего представить, а какую сложнее?

♦ Ваше настроение?

Варианты дорог могут быть: узкая тропинка в горах, по болоту, берегу моря, колючкам...

Последним может быть педагог, он «выводит» детей к цели: например, к мольберту, на котором выставлены контуры некоторых сказочных героев.

В Сказочной стране живут сказочные герои. Как вы думаете, кто это? Вот листы, где запечатлены, изображены тени этих сказочных героев, персонажей. Угадайте, кто это? (узнавание, называние эмоций). Кого из этих сказочных героев можно назвать добрым? Злым? Хитрым?.. Подтвердите примерами из сказок.

Дети отвечают и получают 3-ю часть карты. Вдруг раздается звон колокольчика.

Ребята, кто же это может быть?

Появляется Фея. Она рада всех видеть.

Фея. Ребята, я хочу познакомиться с вами поближе, побольше узнать о вас. Расскажите о себе, начиная со слов: «Я умею ...».

Дети поднимаются на балкон, где и выполняют упражнение. Все дети проговаривают, например: «Я умею петь песню, рисовать дома, прыгать на одной ножке и т.д.», и получают 4-ю часть карты.

А чтобы вы еще хотели уметь делать?

Заключительная часть

Педагог. Фея благодарит вас за то, что выполнили все задания и собрали все части карты. А теперь сложите карту.

Дети собирают карту Сказочной страны. Определяют по ней, где спрятан клад, отыскивают его в этой же комнате — это шкатулочка (вариант: пластмассовая коробочка). В ней картинки, которые Фея дарит детям на память (вариант: медальки, на которые наклеены блестки в виде цветочка).

Фея. Какие вы молодцы! До встречи!

Дети (сказочные герои) подходят к волшебному цветку, снова становятся ребятами и выходят из воротиков. Затем, стоя в кругу, берутся за руки и несколько раз проговаривают фразу (сначала тихо, потом громче и очень громко): «Мы хорошие, мы умелые, мы молодцы!»

Домашнее задание

Нарисовать себя в образе сказочного героя, в которого превращался.

Автор: Юрчук Екатерина Николаевна

Похожие статьи:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по серии картинок

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание

Конспект НОД по математике в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на зимнюю тему

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2017 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна