Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Родной город»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ

Тема занятия: Эти родные просторы

Программное содержание: Формировать у детей понятия город, область. Познакомить с картой Воронежской области. Побуждать детей делится впечатлениями при рассматривании фотографий. Развивать наблюдательность и зрительное внимание. Воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине, городу Воронежу, Черноземному краю.

Материал: фотографии с видами Воронежа, Воронежской области. Карта Воронежской области. Геометрические плоскостные фигуры Дьенеша, фишки, фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель собирает детей возле уголка «Родной край» и ведет с ними беседу:

- Как называется город, в котором мы с вами живем? (Воронеж)

- Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (улица Домостроителей)

- Найдите среди фотографий улицу Домостроителей.

- Как вы догадались, что это улица Домостроителей? (на фотографии изображен наш детский сад)

- Кто может объяснить, почему эту улицу так назвали?

- Как называется главная улица нашего города? (проспект Революции)

- Как называлась эта улица раньше? (Большая Дворянская)

- Найдите среди фотографий улицу проспект Революции или Большую Дворянскую.

- Как вы догадались, что эта улица проспект Революции? (на фотографии изображен кукольный театр. Кукольный театр расположен на проспекте Революции).

- Что изображено на этих фотографиях? (лес)

- Ребята, мы с вами очень хорошо знаем наш город. Мы его рассматривали по фотографиям, мы с вами путешествовали на автотранспорте по улицам города. Мы даже конструировали макет нашего района.

- Давайте посмотрим еще раз на этот макет.

- Как мы на него смотрим, сверху вниз или снизу вверх? (сверху вниз)

- Почему, вы решили, что смотрите на макет сверху вниз? (потому что мы выше стола, на котором стоит макет)

- Если мы смотрим на предметы сверху вниз, предметы какими становятся по величине? (маленькие)

- А если мы поднимемся в небо на самолете и посмотрим на наш район, какими предметы станут по величине? (очень маленькие) Очень давно люди поднялись высоко в небо, увидели нашу Землю с высоты (сверху вниз) и решили зарисовать все, что увидели на большом листе бумаги. И назвали этот лист картой.

Проводится дидактическая игра «Зарисуй карту нашего района».

Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расположить все объекты района: школу, детский сад, администрацию Советского района, дороги, остановку, дома с помощью геометрических фигур и обвести все фигуры фломастерами. После этого воспитатель с помощью детей наносит на объекты обозначения: А — администрация района, Ш - школа, Д - детский сад, О - остановка и т.д.

Выставляется карта Воронежской области.

- Как вы думаете, что это? (карта)

- Давайте рассмотрим эту карту.

- Что вы видите на карте? (ответы детей обсуждаются)

- Как вы думаете, что это за черные тонкие ниточки по всей карте? (это рельсы для поезда)

- Черные тонкие ниточки - это дороги, по которым проложены рельсы для поездов. Эти черные ниточки-дороги подходят к круглым черным точкам. Черные точки разные по величине: маленькие и вот одна большая.

- Как вы думаете, что могут обозначать круглые черные точки на карте? (города)

- Вот черная тонкая ниточка подошла к маленькой черной точке. Значит, это город. Если черная точка маленькая, то какой впереди город, большой или маленький?

- Тянется черная тонкая ниточка дальше, и вот подошла она к большой черной точке на карте.

- Как вы думаете, какой по величине впереди город? (впереди большой город)

- Этот город нам знаком. В его названии есть слова ворон и еж.

- Догадались, как называется этот город? (Воронеж).

— Все черные ниточки-дороги обязательно ведут к городам. Поэтому мы с вами можем поехать в любой город к своим родным и знакомым.

Проводится дидактическая игра «Мы едем в гости».

Воспитатель предлагает детям поочередно взять фишку и проехать от Воронежа по железной дороге на карте до любого понравившегося города. Когда фишка оказывается в условленном месте, воспитатель читает название города. Дети во время поездки объясняют направление движения поезда:

— Мой поезд выехал из города Воронежа и поехал направо. Теперь он едет прямо по железной дороге. Теперь он едет по мосту через реку и подъезжает к городу ... (воспитатель читает название города - Борисоглебску). И т.д.

— Ребята, обратите внимание, на карте есть и другие тонкие ниточки. Только они совсем не черного цвета.

— Какого цвета эти тонкие ниточки? (голубого, синего)

— Давайте посмотрим, куда ведут эти голубые ниточки? (они ведут к голубым кружкам)

— Что вам напоминают эти круглые голубые кружки? (озеро, море, воду)

— Ну, если голубые круги на карте озера и моря, то что тогда обозначают эти длинные тонкие голубые ленточки? (реки)

— Обратите внимание на цвет самой карты. Какой цвет у этой карты? (есть зеленый цвет, есть желтый)

— Что нам напоминает зеленый цвет карты? (травку, листочки)

— Если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим очень много зеленого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (о том, что внизу лес и много деревьев)

— Что нам напоминает желтый цвет? (солнышко, песок)

— А если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим много желтого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (внизу много песка, мало деревьев)

— Карта нам может очень много рассказать. Посмотрите, на карте есть еще и черные прерывистые черточки. Давайте очень внимательно проследим, как они располагаются. Воспитатель обводит указкой по границе Воронежской области.

— Эта черная прерывистая линия показывает нам, что здесь граница нашей области.

— Как вы понимаете слово граница? Что оно обозначает? (ответы детей обсуждаются)

- Область включает в себя разные города. Один из них - главный город. По территории области протекают реки и проходят автомобильные дороги, железные дороги. Область, как правило, имеет название созвучное названию главного города.

- Есть город Москва. Этот город расположен в Московской области.

- Как называется наш главный город? (Воронеж)

- Кто догадался, как называется наша область? (Воронежская)

- Внимательно подумайте и ответьте на вопросы:

- Как называется главный город в Курской области? (Курск)

- Как называется главный город в Липецкой области? (Липецк)

- Как называется главный город в Тамбовской области? (Тамбов) и т.д.

- Как будет называться область с главным городом Рязань? (Рязанская область)

- Как будет называться область с главным городом Волгоград? (Волгоградская область) и т.д.

- У нашей области есть еще очень интересное название. Оно связано с двумя знакомыми нам словами: черная земля.

- Как вы думаете, почему земля в нашей области очень черная? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в нашей земле мало глины и песка, она очень плодородная)

- Действительно, наша земля очень плодородная, она богата разными питательными веществами. В такой земле хорошо произрастают различные семена.

- Семена каких растений выращивают на наших полях? (пшеницы, овса, подсолнечника, гречихи и т.д.)

- Наша плодородная земля славится не только в нашей стране.

- Как называется наша страна? (Россия)

- Но и далеко за ее пределами можно услышать о Воронежском крае, Черноземном крае.

В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть фотографии Воронежской области.

Похожие статьи:

Тематическое занятие в старшей группе. Американский фольклор

Театрализованный праздник в детском саду

Вечер развлечений для детей 3-5 лет. Конспект

Тематическое занятие для детей средней группы. Венгерский детский фольклор

Игровое тематическое развлечение в средней группе. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2017 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна