Конспект НОД в старшей группе на тему: Осень

Занятие на осеннюю тематику для старших дошкольников детского сада

Тема занятия «Летят перелетные птицы»

Скороговорка дня: «Летят пичужки через три пустых избушки».

Цель занятия: актуализация, систематизация и использование знаний о птицах для решения учебной задачи.

Оборудование и материалы: кукла Осень, карточки с изображениями различных птиц, приглашения на праздник, обручи, цветные карандаши.

Предварительная работа

Продолжаем знакомить детей с птицами, обитающими в наших краях.

Наблюдение «Птицы осенью». Во время прогулки организуем наблюдение за птицами, обратим внимание детей на то, что нередко в небе можно видеть стаи перелетных птиц. Знатоки могут по виду стаи определить, какие птицы пролетают над ними.

Чтение. В. Бианки «Ночная тревога», И. Полуянов «Синичьи кладовки», А. Шаховская «Осень в лесу», В. Зотов «Лесная мозаика», 3. Клепинина «Тайны окружающего мира» и др.

Русская народная сказка «Лягушка-путешественница». Обсудим с детьми, почему одни птицы улетают на зиму в теплые страны, а другие остаются зимовать с нами. Выясним, как строится гусиный клин, почему впереди летят самые сильные птицы.

Часть I. Пернатые, крылатые

Цели: знакомство с перелетными, оседлыми и кочующими птицами; формирование навыка классификации объектов: самостоятельный выбор основания классификации.

В гости к детям приходит Осень. Она говорит, что, собираясь уступить место Зиме, хочет устроить большой праздник, пригласить всех своих друзей, птиц и зверей. Осень очень спешит, у нее много дел. Она просит детей разослать животным приглашения на праздник.

Осень благодарит детей за согласие помочь, оставляет карточки с изображениями птиц и зверей, приглашения для них и уходит.

Педагог предлагает детям рассмотреть оставленные Осенью карточки. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы выполнить просьбу Осени — разослать приглашения на праздник. По результатам обсуждения формулируется учебная задача.

Учебная задача. Необходимо:

1) выяснить, какие птицы зимуют с нами, не улетают на юг;

2) где обитают эти птицы (куда будем отсылать приглашения);

3) какие звери не впадают в спячку и могут прийти на праздник прощания с Осенью.

Для того чтобы не забыть, что необходимо сделать, нужно придумать к каждому пункту плана сигнальный рисунок.

Нам предстоит большая работа. Договоримся с детьми о том, что сегодня мы постараемся разослать приглашения птицам, а на следующем занятии возьмемся за отправление приглашений зверям. Таким образом, нужно разделить все карточки на две большие группы: изображения зверей и птиц.

Рассмотрим изображения птиц, предложим детям назвать знакомых птиц, вспомнить, что они знают о них. Несмотря на то что птицы могут сильно отличаться по размеру, внешнему виду и образу жизни, все они имеют общее строение. Предложим детям рассказать, что общего есть у всех птиц.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Дидактическая игра «Раздели на группы». Попытаемся выделить различия в строении и особенности жизнедеятельности птиц.

Работая в парах, детям нужно постараться разделить оставшиеся карточки на как можно большее число разных групп. Например: птицы лесов, полей и водоплавающие птицы; летающие и не летающие; дикие и домашние; хищные, насекомоядные и всеядные; дневные и ночные; перелетные, зимующие и кочующие; певчие.

Придумаем сигнальные рисунки для обозначения каждой группы.

Дидактическая игра «Пересекающиеся круги». Стараясь разделить пернатых на группы, дети столкнутся с тем, что многих птиц можно отнести сразу к двум, трем и даже к четырем группам. Предложим разместить карточки с изображениями птиц в пересекающихся кругах. Положим на пол три обруча так, чтобы очерчиваемые ими области пересекались. В один обруч нужно будет поместить, например, перелетных птиц, в другой — насекомоядных, в третий — ночных. Дети увидят, что большинство перелетных птиц, являясь одновременно насекомоядными, попадет в пересечение первых двух обручей. Из-за того что они едят насекомых, которых нет зимой, эти птицы покидают наши края до весны. Некоторые из ночных птиц также попадут в область пересечения второго и третьего обручей.

Определим, какие группы птиц должны получить приглашение на праздник: дикие, оседлые, дневные. При помощи пересекающихся обручей определим, какие птицы относятся к нужным нам группам.

Разминка «Летят пичужки». Педагог произносит названия птиц разных групп. Дети должны выполнять оговоренные заранее движения. Услышав название перелетной птицы — «замахать крыльями», зимующей — обнять себя руками; ночной — опустить голову на сложенные руки, домашней — сделать из рук «крышу домика» над головой.

В первом туре игры воспитатель дает детям подсказки — показывает сигнальные рисунки, обозначающие разные группы птиц. Второй тур проводится без подсказок. Игроки, допустившие более двух ошибок, выбывают из игры и переходят в категорию наблюдателей и судей. Определяются победители.

Часть II. Адрес

Цели: применение знаний детей о местах обитания птиц, о почте; использование умения замещать объекты и явления символами.

Мы уже определили, какие птицы смогут прилететь на праздник Осени. Осталось отправить приглашения. Пользуясь книгами, уточним, где живут эти птицы. Придумаем символы для обозначения «адреса» на конверте. Отправим приглашения, поместив их в наш почтовый ящик. Обсудим с детьми, как путешествуют письма, кто приносит их адресату.

Таким образом, часть просьбы Осени мы выполнили. Отметим этот результат и договоримся с детьми о том, что на следующем занятии обязательно отправим приглашения зверям.

Последующая работа

В свободное время или на занятии по развитию речи стоит обсудить вопрос о том, зачем люди пишут друг другу письма. Нередко такой вопрос ставит детей в тупик. Прочитаем стихотворение.

Пишу тебе письмо

А листок в конверте чист —

Нет на нем ни букв, ни строчек.

Пахнет осенью листочек —

С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя

На конверте напишу,

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг!

Сразу мне ответ пиши!

А кончаются чернила —

Просто перышко вложи,

Что синица обронила.

Я. Аким

В беседе выясняем, что люди пишут письма для того, чтобы поделиться новостями, и для того, чтобы порадовать своих друзей и близких, передать им добрые пожелания.

«Птичьи секреты». Есть немало удивительных фактов, которые будут интересны детям.

«Ворона — птица перелетная». Мы привыкли считать ворон зимующими птицами, так как видим их рядом с нами и летом, и зимой. На самом деле вороны, которые проводят в наших краях лето, осенью откочевывают к югу. На их место прилетают такие же вороны, родившиеся на севере. Вот и выходит, что ворона — птица перелетная, точнее, кочующая. (По В. Бианки.)

«Запасливые синицы». Некоторые виды синиц умеют делать запасы на зиму. Они собирают и прячут про запас гусениц, коконы и яички бабочек. Синицы подбирают с земли осыпавшиеся семена елей, сосен и прячут их под корой деревьев. (По И. Полуянову.)

«Муравьи — лучшие друзья птиц». Некоторые насекомые живут на теле животных и сосут их кровь. Таких насекомых называют паразитами. Удивительный способ избавиться от мучителей придумали дрозды, скворцы и сойки. Они садятся на муравейник и раскрывают крылья. Муравьи быстро расползаются по телу птицы и очищают его от паразитов. Получается взаимовыгодная сделка: муравьям — обед, а птицам — лечение. (По 3. Клепининой.)

«Заботливые кукушки и беззаботные утки». Принято считать, что кукушки подбрасывают яйца в чужие гнезда и никогда не высиживают птенцов. Кукушками даже называют матерей, которые не заботятся о своих детях. На самом деле многие виды кукушек — очень заботливые родители, которые строят отличные гнезда и опекают своих малышей. Зато некоторые утки ведут себя как настоящие кукушки — подбрасывают яйца в гнезда других уток, в гнезда чаек, журавлей и даже орлов! (По 3. Клепининой.)

«Гусь — солдат». Хорошо известно, что у гусей отличный слух. На любой необычный звук они реагируют тревожным криком. Это позволяет использовать гусей в качестве сторожей. В истории известны случаи, когда гусей принимали на военную службу в качестве помощников часовых. (По 3. Клепининой.)

Дидактическая игра «Кто лишний?» Разделив птиц на группы, дети могут собирать из карточек задания друг для друга. Чтобы подготовить задание, нужно выложить в ряд три-четыре карточки с птицами одной группы и одну карточку с изображением представителя другой группы. Например: ворона, галка, воробей + ласточка; соловей, жаворонок, журавль + сорока; кукушка, ласточка, стриж + сова.

Выполняя такое задание нужно не только найти «лишнего», но и пояснить свой выбор. Например: ворона, галка и воробей — оседлые (зимующие) птицы, а ласточка относится к перелетным птицам.

Особенно высоко ценятся задания и ответы, имеющие не очевидные основания классификации, и задания с двумя и более правильными ответами. Рассмотрим последовательность: утка, гусь, курица, лебедь. Лишним можно признать лебедя, так как остальные птицы являются домашними. Поскольку и утки, и гуси бывают дикими, лишней может оказаться курица. Таким же будет ответ, если мы выделим утку, гуся и лебедя в категории «водоплавающие» и «летающие» птицы.

Игру можно проводить в виде соревнования между командами. В этом случае задания готовятся и выполняются коллективно.

Физкультминутки и разминки «Птичья зарядка». Наблюдая за птицами, дети знакомятся с их повадками, характерными движениями. Все эти «приобретения» обогащают их артистический арсенал. Но без инициативы со стороны взрослых дети при разыгрывании пантомим, сценок, при выполнении упражнений зарядки нередко ограничиваются самыми тривиальными движениями — «машут крыльями» и прыгают на двух ногах.

Использовать свои знания о перелетных птицах дети могут при выполнении аппликации «Летят журавли». Они уже знают о том, что для перелета в жаркие страны журавли собираются в стаи. Поднявшись в воздух, журавли выстраиваются клином. Впереди летит вожак. Он самый сильный и умный. Своими мощными крыльями он рассекает воздух, прокладывая дорогу остальным птицам.

Пальчиковая игра «Журавлик» (выполняется для подготовки к работе). Сцепив большие пальцы рук, помахать остальными пальцами, словно крыльями. Потренировавшись, дети смогут получать похожее изображение журавлика из тени от рук.

В зависимости от степени подготовленности детей можно выполнить журавликов, пользуясь техникой оригами, или вырезать фигурки птиц из бумаги. Все журавлики размещаются клином на большом листе голубой бумаги.

Похожие статьи:

Осенний утренник в старшей группе. Сценарий

Сценарий осеннего праздника «Ярмарка» в детском саду. Старшая группа

Праздник осени в детском саду. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2017 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна