Телевизор и малыш. Можно ли смотреть ребенку телевизор? Какие программы можно смотреть с малышом по телевизору?

Телевизор и малыш. Можно ли смотреть ребенку телевизор? Какие программы можно смотреть с малышом по телевизору?

В данной статье мы рассмотрим ответы на следующие вопросы:

• Смотреть или не смотреть ребенку телевизор?

• Мультфильмы: сделайте правильный выбор.

Еще лет двадцать тому назад в нашей стране цензура жестко очерчивала рамки того, что можно было показывать в телеэфире. Конечно, такие ограничения имели свои минусы, но в том, что касалось программ для детей, положительные стороны цензуры очевидны.

Начну с того, что окулисты рекомендуют детям ограничить просмотр телевизора 40 минутами в день, два раза по 20 минут. Во время моего далекого детства малышам предлагались только «Спокойной ночи, малыши» ежедневно, замечательная передача «В гостях у сказки» по субботам и 10—20 минут просмотра мультфильмов изредка. Дети более старшего возраста смотрели еще и научно-популярные передачи. Таким образом, ограничение времени, проводимого у «окна в мир», про­исходило естественным путем, без применения репрессий со стороны старшего поколения. Вряд ли кому-либо из детей пришло бы в голову добровольно смотреть выступления главы страны Советов или вести с полей. Сегодня при желании можно смотреть мультфильмы и детские передачи практически круглосуточно, и регламентировать просмотр телевизора довольно сложно.

Но проблема большого количества времени, проводимого у голубого экрана, меркнет по сравнению с проблемой того, что наши дети видят в «окне в мир». Казалось бы, малыш смотрит мультфильмы, что здесь плохого? Мультфильм должен быть добрым, веселым и немного поучительным, формирующим основные понятия морали и нравственности. После его просмотра нормальная реакция малыша — смех, радость и хорошее настроение, обсуждение впечатлений и применение опыта. Ряд психологов и авторов книг по психологии утверждают, что улыбка и смех положительно влияют как на психологическое, так и на физиче­ское здоровье.

К сожалению, на экраны потоком хлынули мультфильмы весьма сомнительного содержания. Малыши смотрят на драки, битвы, погони, превращения в мутантов и чудищ, кровь, взрывы и прочие радости. А уж как выражаются герои таких, с позволения сказать, мультфильмов! После их просмотра можно значительно обогатить словарный запас взрослого человека лексикой на грани цензурной. После такого можно не удивляться появлению боязни темноты, страха оставаться в одиночестве, жестокости в игре и агрессивному поведению в жизни и многим другим столь же «милым» результатам. Да не обвинят меня в русофильстве, но именно импортные мультфильмы вызывают у меня негативную реакцию. В наших отечественных мультфильмах аналогов подобной агрессии и в помине нет. На моей памяти, в сказке съели только Колобка, но без анатомических подробностей, достойных милицейского протокола. Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Волк просто очаровашки по сравнению с зарубежными монстрами-уродами, изображающими не то человека-паука, не то вампира-осьминога со светящимися глазами. Мне кажется, что подобные мультфильмы предназначены для детей старшего возраста, когда уже сформированы такие понятия, как сострадание, жалость, добро и зло, в конце концов. Для их формирования как нельзя лучше подойдут наши старые добрые мультики. Например, всем известный «Винни-Пух». Даже «Ну, погоди!» Все заканчивается хорошо, а в ребенке тем временем формируются сострадание и жалость.

Добро вечно, а в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький комочек зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж обычно тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в советских мультфильмах отрицательный персонаж был показан в юмористическом виде, что уравновешивало его «злодейскую» сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Детям с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. Помимо мультфильмов есть еще наши старые фильмы-сказки. В последние годы появляются новые мультфильмы, созданные с помощью современных технологий. Они отличаются близкой к «диснеевской» красочностью и, к большому сча­стью, сохраняют доброту, юмористический оттенок и поучительность, характерные для нашей отечественной мультипликации.

Хочется остановиться еще и на том, как мультфильмы оказывают влияние на формирование поло-ролевого поведения. Вспомним русские народные сказки и снятые по их сюжетам мультфильмы. Обычно героини в них отличаются умом и красотой, умеют выполнять всю работу по дому, за что их и награждают Мороз Иванович, Морозко и даже Баба Яга, а неряхи, грязнули и белоручки тоже получают по заслугам. Попав в беду, Василиса Прекрасная льет слезы в плену у Кощея, а Иван - царевич преодолевает расстояние и всевозможные преграды, чтобы спасти любимую. В сказках отражается мужской и женский идеал Руси. А что мы видим в современных мультфильмах (речь идет об импортных)? Принцессы сами умеют постоять за себя и защитить своего непутевого возлюбленного, за принца нужно сражаться в буквальном смысле этого слова, кротостью и умелыми руками счастья не построить.

Конечно, картина мира значительно изменилась за последние 100 лет, но мне очень не хочется, чтобы мой ребенок брал пример с инфантильных героев и видел идеал женщины в воинственной принцессе, не отличающейся хорошими манерами.

Мой малыш не смотрит телевизор более 40 минут в день, как рекомендовал наш окулист. Из телевизионных передач он смотрит только «Спокойной ночи, малыши», а еще диски с развивающими программами, изредка мультфильмы по сюжетам русских народных сказок, но, как я уже писала, предпочтение отдается аудиодискам с классической музыкой для детей, стихами и сказками. Конечно, это не убережет его от контактов с жестокостью и агрессией, но, надеюсь, послужит в некотором роде прививкой от подобных проявлений.

Автор: Мухина Елена Александровна, педагог, кандидат наук

Похожие статьи:

Гимнастика для самых маленьких. Комплекс упражнений для самых маленьких

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна