Принципы воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Проблемы детей дошкольного возраста

Принципы воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Проблемы детей дошкольного возраста

Учиться видеть прекрасное

Для того чтобы со временем стать ценителем прекрасного, ребенок должен в первую очередь научиться видеть это прекрасное. И это уже ваша забота - научить. Прочитайте ребенку отрывок из книги, который пришелся вам по душе, укажите на волнующий вас пассаж в музыкальном произведении, отведите в художественный музей и попробуйте на лучших образцах живописи объяснить, что такое настроение в изобразительном искусстве.

Так постепенно вы привьете ребенку культуру восприятия прекрасного. Если ваш ребенок научится видеть прекрасное, он со временем все (быт, свои проблемы, удачи и неудачи и т. д.) будет пропускать через это прекрасное, как через фильтр. И за такого человека, за его внутреннее лицо вы можете быть спокойны. Все постигается в сравнении. Если вы поднимете планку прекрасного (с чем принято сравнивать свои будни) высоко, это впоследствии оградит вашего ребенка от многих бед и сделает его очень интересным для других людей.

Естественно, что большее впечатление на детей оказывают те художественные произведения, которые им понятны. Вы подошли к картине «Неравный брак» и тихо восторгаетесь ею, а ребенок стоит рядом и через силу подавляет зевок: ну, картина и картина - что из того?.. А вы сопроводите просмотр хоть маленьким рассказом о бедной девушке, вынужденной выходить замуж за богатого старика; и там в толпе позади невесты стоит молодой человек, которого несчастная невеста любит и который сам любит эту девушку; и какое мучение, какая трагедия для обоих эта свадьба; а рядом с этим молодым человеком... художник изобразил себя.

Будьте уверены: после такого рассказа ребенок запомнит картину на всю жизнь и сохранит к ней трепетное отношение.

Общение с живой природой

Имеет большое и непреходящее воспитательное значение общение ребенка с живой природой. Как все разумно и оригинально и гармонично устроено в ней! Вот с кого нужно брать пример - с природы!.. Выезжайте на пикники, а также за ягодами и грибами, за лекарственными растениями, займитесь изготовлением образцов для гербария, ходите в туристи­ческие походы... Дети очень любят посиделки у костра. Истории, рассказанные в это время (вы, конечно, заготовите истории с моралью), ребенок с удовольствием берет в свой багаж.

Небольшой уголок живой природы вы можете устроить у себя дома. Собрать на подоконниках в красивых горшках разнообразные растения. Ухаживая за растениями (или животными), всякий человек невольно как бы очищается - становится лучше и добрее. И ваш ребенок не исключение.

Интерес исследователя

Увлеките ребенка интересом ученого-исследователя: что будет, если насыпать в горшок земли и поливать ее? Что вырастет?.. Ваш ребенок наверняка заинтересуется и будет регулярно поливать землю в горшке. Разумеется, усилия его не пропадут даром, и в горшке взрастут всевозможные сорняки. Но и это будет радость для ребенка. А если вы в свое время незаметно подбросите в горшок семечко какого-нибудь красивого цветка (например, пурпурной глоксинии), то устроите настоящий сюрприз для ребенка. Можете даже придумать какую-нибудь сказку про волшебный цветок. Ребенок высоко оценит это.

Ребенок хочет поделиться...

Потребляя информацию, регулярно с вашей подачи впечатляясь, ребенок как бы наполняется, у него возникает необходимость поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями. И он стремится к своим друзьям и передает им все то прекрасное, что получил от вас, - передает, понятно, насколько способен передать. Этот момент очень важен, как и всякий момент, в который ребенок проявляет активность.

Если ребенок справляется...

Если ребенок занят каким-то важным для него делом (позволим себе напомнить, что даже игра для ребенка - важное дело, поскольку во время игры он раз­вивается), то маме не рекомендуется в это дело по поводу и без повода вмешиваться; ей не нужно быть навязчивой, не нужно стремиться непременно управлять. Такое стремление со стороны родителей подавляет инициативу ребенка, делает его неуверенным, и впоследствии формируется личность несамостоятельная, ищущая поддержки (мамы, друга, начальника и т. д.) в любом деле, принимающая с оглядкой любое решение. Если ребенок справляется сам со своими играми, трудностями, то ему не следует помогать; в преодолении препятствий закаляется характер, обретаются навыки. Только в том случае, когда ребенок сам попросит помощи, эту помощь можно оказать, — но не во всей полноте. Для ребенка будет больше пользы, если мама не сделает за него его дело, а объединит с его усилиями свои усилия, если с проблемой они справятся сообща... Никогда не повредит и поинтересоваться мнением ребенка. Практика показывает, что его мнение может быть весьма оригинальным. И, конечно же, ребенку очень польстит, если мама спросит у него совета и сообразно с этим советом поступит.

Что делать если ребенок ворует? Увы, случается воровство

Пока вы воспитаете в своем ребенке совершенную личность, много воды утечет, и споткнетесь вы и остановитесь не на одном пороге. Возможно, столкнетесь и с мелким воровством - увы, ваш любимец не святой и на своем тернистом пути попробует всего. Ваша задача - вовремя обратить внимание на незнакомую игрушку, вдруг появившуюся в доме, или на авторучку, которую ребенок принес из школы (и вы уверены, что не покупали ему такую), и выяснить (мягко) происхождение этих вещей. Ребенок вряд ли признается, что своровал; скорее скажет, что нашел, что подарили. А вы и не тяните из него признание, вам это не нужно; вам, опытному человеку, и без признаний все понятно, — ведь вы когда-то и сами прошли по этим ступенькам. Лучше расскажите ребенку какую-нибудь, сочиненную вами на ходу, притчу про некоего несуществующего мальчика, который пристрастился к воровству и что из этого вышло... Не указывайте на своего ребенка пальцем, не называйте его вором, в противном случае очень сильно травмируете его (а некоторые психологи считают, что и закодируете на воровство); он ведь догадывается, что поступил некрасиво.

Попробуйте объяснить ребенку известную истину: поступать с людьми надо так, как если бы ты хотел, чтобы с тобой поступали... Ты же не хочешь, чтобы у тебя «вдруг пропала» любимая игрушка»!.. Ты же не хочешь, чтобы тебя обозвали обидным словом, тем более не имея на то никаких оснований.

Игрушки в школе

Не позволяйте ребенку носить игрушки в школу. Игрушки в школе - очень распространенное явление. Ребенку трудно бывает расстаться с любимой игрушкой (особенно если вы купили ее недавно), очень хочется также этой игрушкой похвастать в классе. Есть и еще любопытный момент: ребенку трудно бывает вставать рано, когда сон так сладок, ребенок чувствует некую незащищенность, ему хочется опоры; и такую опору он видит в игрушке - она как бы поддерживает его.

Но игрушка в школе - лишняя вещь. На перемене ребенку не до игрушки: организм просит движения, и дети бегают и прыгают до седьмого пота. А вот когда начинается урок, они тихонько достают из-под парты игрушку... Уж тут не до новых знаний!..

Дети меняются игрушками

Если вы обнаруживаете у ребенка в портфеле или дома на столе незнакомую игрушку или какой-нибудь иной предмет, это еще не значит, что игрушка или тот предмет непременно украдены. Вы должны помнить, что дети любят меняться и иногда на переменках в школе или во дворе дома на прогулке устраивают настоящие торги с большим числом участников и с большим количеством меняемых и вымениваемых предметов.

В ход здесь, помимо игрушек, могут идти предметы самые неожиданные: винтики и радиодетали, обломки часового механизма и наклейки от жевательных резинок, гладкий камешек с берега моря и кусочек свинца, брошки и заколки для волос...

Ничего предосудительного в таких обменах нет. Пожалуй, такие обмены можно даже приветствовать, поскольку они учат ребенка ориентироваться в мире ценностей (пока не очень высоких), учат умению сказать «да» или «нет». Но на всякий случай вы должны держать их на контроле: чтобы вашего малыша кто-нибудь слишком сильно не «нагрел».

Маленький симулянт

Приходит время, и ребенок, устав от школы и школьных впечатлений, может начать хитрить и выдумывать несуществующие болезни или симулировать ему известные. Он может пожаловаться, например, что у него болит голова или живот. В этом случае проверить правдивость не представляется возможным... Что ж, назначьте ребенку постельный режим. В любом случае вы не ошибетесь. Если ребенок действительно чувствует недомогание, постельный режим ему будет во благо; если же ребенок лукавит, тот же самый постельный режим будет ему в наказание.

Ребенок прибегает к помощи обмана

В этом возрасте ребенок иногда прибегает к помощи лжи. Но именно - «прибегает к помощи», поскольку ложь в шесть-семь лет не столько средство добиться каких-то благ, сколько способ самозащиты. С помощью лжи (неумелой и часто слишком очевидной) ребенок старается скрыть некоторые свои школьные «успехи».

Не следует наказывать ребенка за обман. Не рекомендуется публично выводить юного обманщика на чистую воду и этим унижать его. Ложь в этом возрасте достойна укоризны. Переговорите с ребенком наедине, объясните, что тайное непременно становится явным.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна