Подвижные игры для детей 5 - 6 лет в детском саду

Подвижные игры для детей средней группы в ДОУ

Ловля оленей

Ход игры. Все дети — олени, а двое из детей вместе с воспитателем — охотники. «Олени» стоят на линии, которая обозначает поляну, где они пасутся. На расстоянии 40—45 м от этой поляны расположена вторая поляна, обозначенная также линией (линии параллельны). Хижина охотника находится сбоку, как раз на половине пути от одной до другой поляны. «Охотники» сидят в хижине (на стульчиках или на коврике) и ждут, когда их позовет «главный охотник» (воспитатель). «Олени» пасутся — ходят вдоль линии, будто едят мох. Вдруг раздается сигнал «главного охотника» (подражание рожку). «Олени» бегут на новую поляну, а «охотники» их ловят, стараясь преградить им путь и поймать. Пойманных «оленей» отводят в хижину, и игра продолжается. Теперь «олени» бегут уже обратно на первую поляну. Когда «охотники» поймают по паре «оленей», выбирают новых охотников (из числа непойманных) и начинают играть сначала.

Правила игры. «Олени» и «охотники» бегут только после того, как затихнет рожок «главного охотника». Ловить можно только до линии. Пойманные «олени» не убегают и не вырываются. «Главный охотник» только дает сигнал, он не ловит.

Указания к игре. Объяснение игры может носить характер образного рассказа, которым в воображении детей рисуются яркие, заманчивые образы и создается интерес к предстоящей игре. Необходимо четко определить правила игры заранее и добиваться их выполнения. Важно, чтобы дети выбегали вовремя и чтобы никто не оставался после сигнала на линии. Если игра проводится на воздухе, необходимо определить границы площадки, где можно бежать, чтобы «олени» не забегали далеко ни в стороны, ни вперед. В качестве отдыха в игру можно ввести добавление: наступила ночь, спят все — и «олени», и «охотники» (сидят, отдыхают). Их будит сигнал «главного охотника», и игра продолжается.

Гуси

Ход игры. Один играющий изображает волка, другой — хозяйку, все остальные — гусей. Для гусей отводится дом, а для волка рисуют в стороне кружок — это «гора», за которой волк подстерегает гусей. «Хозяйка» гонит «гусей» пастись, затем сама возвращается домой и говорит: «Гуси, гуси, домой!» — «Зачем?» — спрашивают гуси. «Серый волк под горой!» — «Что он делает?» — «Гусей щиплет». — «Каких?» — «Серых да белых — все домой!»

Сразу после этого «гуси» бегут домой, а «волк» их ловит. Пойманных «гусей» «волк» отводит к себе в дом.

«Хозяйка» снова гонит «гусей» пастись, и снова «волк» их ловит по дороге домой. Так продолжается до тех пор, пока все «гуси» не попадают к «волку». Тогда «хозяйка» отправляется разыскивать своих «гусей». «Волк, ты не видал моих гусей?» — спрашивает она. «А какие были гуси?» — спрашивает волк. «Серые, да белые, да полосатые», — отвечает «хозяйка».

«Волк» указывает дорожку, по которой побежали «гуси» (показывает любое направление). В это время изображающие гусей начинают хлопать в ладоши, будто гуси хлопают крыльями. «Что это такое?» — спрашивает «хозяйка». «Ложки падают с полки», — объясняет «волк». «Хозяйка» уходит по указанной дороге и снова возвращается к «волку» и повторяет те же расспросы. На второй раз изображающие гусей топают ногами. «Что это такое?» — спрашивает «хозяйка». «Это лошади на конюшне топочат», — объясняет «волк». «Хозяйка» опять уходит и возвращается с прежними расспросами. На третий раз «гуси» начинают шипеть. «Что это такое?» — спрашивает «хозяйка». «Это щи кипят», — отвечает «волк». «Хозяйка» собирается уходить, но «гуси» начинает громко кричать «га, га, га...». «Хозяйка» идет и начинает отбирать своих «гусей». Тогда «волк» велит всем «гусям» крепко сжать кисти рук. У каждого по очереди «хозяйка» пытается разнять кисти рук (пробует по 3 раза); у кого ей это удается сделать, тот ее «гусь», у кого она не может разнять сжатые вместе кисти рук, тот остается у «волка». Затем выбираются новый волк, новая хозяйка, и игра повторяется.

Отбор гусей можно провести и другим образом. На землю кладут палку или рисуют линию. «Хозяйка» проходит по ней медленно, приставляя пятку одной ноги к носку другой, и говорит: «Вот так мои гуси!» Следом за нею идет «волк» быстрыми шагами, бегом, не считаясь с линией. Затем по очереди проходят «гуси»: кто сумеет пройти, как и «хозяйка», идет к ней, кто побежит, как «волк», или оступится, идет к «волку». Затем считают, у кого больше «гусей» — у «волка» или у«хозяйки», и отмечают, кто из них выиграл.

Правила игры. Бежать и ловить только после слов «хозяйки» «серые да белые — все домой!». Выполнять все действия и звукоподражания в намеченной последовательности.

Указания к игре. Эта игра привлекает детей не только движениями, но и увлекательной драматизацией — изображением ролей, звукоподражанием, динамикой. Она развивает воображение, самодеятельность, дает ряд ярких переживаний, объединяющих детей, и хорошо их организует. Начинать надо с более простого варианта (см. игру «Лиса и гуси»), С более сложным вариантом можно познакомить детей, рассказывая или показывая, причем воспитатель берет на себя одну из ведущих ролей (хозяйки или волка) и тихонько подсказывает детям, что им нужно делать и как говорить. Повторяя игру, дети легко запомнят ее и смогут играть вполне самостоятельно.

Сумей промолчать

Материал. Любой предмет, например, колечко.

Ход игры. Воспитатель показывает детям какой-нибудь предмет, например, цветное колечко, и уславливается, что спрячет его, а все должны будут его найти. При этом уговариваются о том, что колечко будет спрятано так, что его будет видно, но плохо заметно. Каждый, кто заметит колечко, должен промолчать и только подойти к воспитателю и тихо, на ухо, сказать, где оно находится. Никому, кроме воспитателя, говорить об этом нельзя.

Когда колечко будет найдено большинством детей, воспитатель скажет всем, кто его нашел первым, вторым и третьим. Они считаются выигравшими, потому что раньше всех нашли и сумели промолчать об этом.

Правила игры. Никому, кроме воспитателя, не говорить и не показывать, где находится спрятанная вещь.

Указания к игре. Предмет надо прятать так, чтобы нетрудно было его заметить. Если играет немного детей, можно выждать, чтобы его нашли все, если играющих много, приходится считаться с нетерпением первых, нашедших предмет, и с необходимостью уберечь от утомления тех, кто долго ищет. Поэтому в таких случаях можно ограничиться тем, что найдут вещь только часть детей. Все дети будут иметь возможность найти спрятанное, если заранее условиться, что нашедшие, после того как скажут об этом воспитателю, могут чем-нибудь заняться, пока ищут другие.

Кто пришел 

Ход игры. Выбирают нескольких человек, которые отходят в сторону и уговариваются, кого каждый из них будет изображать.

Все остальные дети сидят полукругом. «Динь-динь», — говорит кто-нибудь из загадчиков. Все дети спрашивают: «Кто пришел?» — «Летчик с аэродрома». — «Что там делают?» Летчик изображает, как заводят мотор, совершают полет и затем приземляются (приседают на корточки). Его движениям подражают все дети, которые должны при этом отгадать, что они изображают.

«Динь-динь» — «Кто пришел?» — спрашивают дети следующего загадчика. «Ученик из школы». — «Что там делают?» Ученик показывает, как в школе читают книги, пишут, считают, а дети отгадывают и повторяют движения.

Так могут прийти дети, исполняющие разные роли. Например: моряк показывает, как собирают канат, влезают на мачту; стреляют из орудий, пляшут «Яблочко» и т. п.; мальчик или девочка из детсада — как там играют в мяч или с куклами, или как дети пляшут, маршируют, или как одеваются, спят, едят и т. п.; ненец с далекого Севера — как там охотятся, ходят на лыжах, греются у костра и т.п.

Правила игры. Выполнять движения в соответствии с изображаемым. Садиться на место, как только уходит тот, кто приходил.

Указания к игре. Эта игра является одной из разновидностей игр в загадки. Она интересна тем, что требует от каждого играющего самостоятельности, сообразительности и смелости (выйти и показать всем движения). Кроме того, игра дает возможность выявить особенности каждого ребенка — его движения, способность к творчеству и т. д. Роли в игре должны меняться. На один раз следует выделять не более 3—4 загадчиков. Лучше при повторении игры больше разнообразить выполняемые роли.

Играть можно и в помещении, и на воздухе в теплое время года.

Кого хочешь, выбирай

Ход игры. В двух концах площадки стоят две пары, каждая пара сговаривается между собой и загадывает два предмета. Например, у одного будет яблоко, у другого — груша, или у одного — кукла, а у другого — плюшевый мишка и т. п. Воспитатель разъясняет детям, что нужно загадывать приблизительно равноценные предметы.

Пока пары сговариваются, остальные играющие берутся за руки и образуют длинную цепочку. Они ходят длинной вереницей по двору и говорят:

Цепь-цепочка,

Сыночек да дочка,

Шли они полями,

По лугам петляли,

На березку набрели,

Ту березку обошли,

Вышли на лужайку,

Увидали зайку.

Зайка, серенький хвосток.

Он пустился наутек

Через пень да кочку,

Разорвал цепочку.

С перепугу, прыг в сарай —

Кого хочешь, выбирай!

Слова повторяются до тех пор, пока пары не поднимут сцепленные вместе руки, что означает, что цепочка может пройти через образовавшиеся ворота. Последний в цепочке задерживается — он должен выбрать: «Что тебе дать — куклу или мишку?» — спрашивают «ворота». В зависимости от ответа он становится позади кого-либо из данной пары. Так постепенно всем предлагается на выбор то, что придумывают пары, и все распределяются на четыре группы. Когда все распределены и из цепочки никого не осталось, каждый из образующих ворота подсчитывает, сколько детей ему удалось привлечь на свою сторону.

Затем из каждой группки образуется круг и при помощи считал очки выделяются новые две пары, которые будут загадывать, а остальные образуют цепочку, и игра начинается сначала.

Правила игры. Право считать принадлежит тем, кто держал ворота. Пары могут менять свои предложения играющим, придумывая разнообразный выбор предметов и стараясь привлечь их заманчивыми предложениями, но они не должны слишком долго задерживать цепочку. Перескакивать со своего места на конец цепочки не разрешается.

Указания к игре. Игра может проводиться с большой группой детей разного возраста.

Воспитатель должен проследить за тем, какие предметы загадывают пары, не допуская сомнительных в воспитательном отношении. В то же время воспитатель отмечает в конце игры, кто привлек больше всего детей, кто придумал самое интересное, и этим побуждает детей к изобретательности.

Если играющих немного, то можно ограничиться только одними воротами.

Молчанка

Ход игры. Все играющие говорят вместе какую-нибудь прибаутку или стишок. Например:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики

По свежей росе.

По чужой полосе,

Там чашки, орешки.

Медок, сахарок,

Молчок!

При слове «молчок» все должны замолчать и перестать смеяться или улыбаться. Если кто-либо не вытерпит — засмеется или скажет хоть одно слово, его штрафуют: например, велят проскакать на одной ножке до установленного места или спеть, сказать стихотворение или загадать всем загадку

Указания к игре. Это любимая, широко популярная среди детей игра. Ее можно проводить в самых разнообразных условиях, например, на привале во время экскурсии, на прогулке, а также в помещении, когда нужно привлечь детей к каким-либо занятиям.

Разумеется, в такую игру дети могут играть и самостоятельно, стоит лишь показать им пример. Участие в игре воспитателя доставит детям удовольствие, в особенности если придумать интересные и смешные штрафы — фанты. Разыгрывать фант следует тут же, после каждой игры, — это снимет некоторое напряжение, которое в игре создается у детей, старающихся выполнить задание и не рассмеяться.

Если кто-либо начнет намеренно нарушать правило игры, соблазняясь интересным фантом, надо вместе с остальными детьми повлиять на него и добиться более сознательного участия в игре, ставя в пример наиболее сдержанных детей, ни разу не проштрафившихся.

Смешинка

Ход игры. Все сидят на стульчиках, а кто-либо один становится напротив и показывает какое-нибудь движение, стараясь рассмешить играющих. Однако все должны сохранить полную серьезность, что бы он ни говорил и ни показывал. Если кто-нибудь рассмеется или улыбнется, он платит штраф или сам идет смешить всех, а тот, кто его рассмешил, занимает его место.

Указания к игре. В этой игре дети могут проявить свой юмор и остроумие, а также знание различных народных потешек, прибауток и нелепиц.

В то же время игра развивает сдержанность, умение следить за собой и доставляет много поводов для здорового детского смеха и веселья. Важно, чтобы у самой воспитательницы был достаточный запас подходящих потешек, нелепиц и шуточных стихотворений.

Черное и белое

Ход игры. Играющие садятся в круг, а один, выбранный заранее, остается в середине и, подходя к каждому по очереди, говорит: «Вам прислали сто рублей, что хотите, то купите. Белого и черного не называйте, «да» и «нет» не говорите. Что вы себе купите?» «Я куплю лошадь». — «Какую, белую или черную?» — «Серую». — «Лучше купите белую». Если покупатель позабудет условия игры и скажет одно из слов, на которые в этой игре налагается запрет, он сам становится продавцом или платит штраф (назначается всеми играющими или тем, кто его заставил проиграть).

Указания к игре. В данной игре детям приходится следить за собой, за своей речью, это развивает внимание и выдержку.

Игра может проводиться также со следующим изменением: предлагается выбрать себе подарок из разнообразных предметов, которые при этом называются. Например, предлагается на выбор: белый медведь, черная с белой грудкой кошечка, автомобиль и т. п. Выбирающий себе подарок должен таким образом отвечать на предложения, чтобы не произнести слов «черное», «белое», «да» и «нет».

Самой трудной в этой игре является роль задающего вопросы, поэтому вначале ее выполняет сама воспитательница. Постепенно, когда дети освоятся с игрой, они смогут играть в нее самостоятельно. В этой игре, как и в предыдущих, необходимо вызвать у детей интерес к выполнению правила и не поощрять желания поддаваться. Штрафы могут назначаться сразу же или после того, как проиграют 2—3 человека. Разыгрывание фантов или штрафов явится отдыхом для играющих, внесет разнообразие в игру. Если нужно, чтобы все дети немного подвигались после сидения на месте, можно в качестве штрафа предложить ребенку быть ловишкой и поймать кого-либо из убегающих от него, т. е. ввести игру в ловишку. Можно также предложить в качестве штрафа покатать всех на поезде или на лошади и т.п. Тогда ребенок, который платит штраф, становится впереди, все остальные прицепляются к нему (берутся за два длинных шнура, или держат друг друга за локти, или кладут руки на плечи) и бегут по участку или по комнате до тех пор, пока стоящий впереди не скажет «приехали!». После этого все садятся на место, и игра продолжается.

Путешествие

Материал. Стульчики (на один меньше количества участников).

Ход игры. Все садятся на стульчики с таким расчетом, чтобы одному — рассказчику — не хватало места. Каждый играющий придумывает себе какое-либо название, например: один — трамвай, другой — поезд, третий — ежик, четвертый — речка, пятый — медведь и т. п. Воспитатель узнает придуманные детьми названия и рассказывает им о своем путешествии, упоминая то об одно, то о другое из выбранных детьми названий.

— Я вышла из дома рано утром. Иду по улице, вдруг, вижу — трамвай едет (названный ребенок становится за нею, и они идут вместе, а воспитатель продолжает рассказывать). Я поскорее села и приехала на вокзал. Через минуту я сидела уже в поезде (ребенок, задумавший поезд, присоединяется к путешественникам). Еду и смотрю в окошко. Вот показалась речка, потом лесок... Так постепенно втягиваются в путешествие все дети. Когда стульчики опустеют, рассказчик, продолжая говорить, отводит всех подальше и неожиданно объявляет: «Потом я приехал домой». После этих слов все бегут поскорее занимать места. Кому не досталось места, тот будет рассказчиком. Все выбирают себе новые названия, и игра повторяется.

Указания к игре. Перед рассказом нужно опросить всех, кто какое название себе выбрал, и хорошо их запомнить. Играть в эту игру лучше с небольшой группой детей. Если желающих играть будет много, можно предложить им выбрать несколько одинаковых названий. Например, несколько детей будут козочками, несколько — лягушками или птичками.

Рассказчиком вначале будет сама воспитательница, но постепенно, когда дети уловят смысл игры, они смогут придумать свои рассказы. Воспитатель должен показать пример очень простого и краткого рассказа, в котором скорее перечисляется ряд названий, чем подробно развивается повествование о каждом.

Палочка-выручалочка

Материал. Палочка.

Ход игры. Один из детей водит — стоит у стены или садится, закрывает глаза и кладет свою голову на спинку стула или на руки. Около водящего лежит палочка-выручалочка. Водящий считает до 15—20, а в это время все остальные ребята прячутся. Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». После этих слов водящий идет искать спрятавшихся. Увидев кого-нибудь, он бежит к палочке, стучит ею и кричит: «Палочка-выручалочка нашла...» (называет имя ребенка). Это означает, что данному ребенку придется водить в следующий раз, если только его никто из товарищей не сможет выручить.

Найденный может успеть добежать к палочке раньше водящего и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня». Это означает, что он выручился и не пойдет водить при повторении игры. Пока водящий ищет детей, палочка лежит на месте и каждый, кого не нашли, может выбрать удобный момент, чтобы выбежать из своего убежища, схватить палочку и выручиться.

Поэтому водящий следит за местом, где лежит палочка, и, заметив бегущего к ней, спешит опередить его и не дать ему выручиться. Но стоять возле палочки ему не разрешается.

Исход игры решается последним не найденным еще ребенком. Он может прибежать к палочке раньше водящего и сказать: «Палочка-выручалочка, выручай всех!» Тогда водящий будет снова водить, и игра начнется сначала. Если же и последнего найдет водящий, водить в следующей игре будет первый, кто сам не сумел выручиться и был найден водящим.

Правила игры. Не подсматривать, где прячутся, и выходить на поиски, только закончив счет. Искать по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Если последний всех выручит, водящий ищет снова. Не подсказывать водящему и не выдавать, где спрятались товарищи.

Указания к игре. «Палочка-выручалочка» — одна из самых любимых детьми народных игр. Это усложненный вариант игры в прятки, в который могут играть старшие дошкольники. Ценность его в том, что в детях воспитывается чувство ответственности за своих товарищей, желание выручить попавших в беду. Играть в «Палочку-выручалочку» можно на участке во всякое время года и в помещении, если оно достаточно просторно и есть где спрятаться. Дети вполне самостоятельно могут играть в эту игру. Однако участие воспитателя, хотя бы изредка, очень сближает с детьми, дает возможность выявить их характер и широко использовать правила игры для воспитания честности, организованности и дружбы.

Палочка-выручалочка с игрушками

Материал. Игрушки: мишка, кукла, собачка, кошка, обезьянка и др. (по числу детей); палочка.

Ход игры. Каждый берет какую-нибудь игрушку: мишку, куклу, собачку, кошку, обезьянку и др.

При помощи считалочки намечается, кому водить. Например, водит мишка. Ребенок с мишкой на руках закрывает глаза себе и мишке (рукой). В это время остальные дети прячут свои игрушки. «Мишка» идет искать.

Если «мишка» прошел мимо того места, где спрятана игрушка, то ребенок, чья игрушка в этом месте спрятана, берет ее и с соответственным звукоподражанием (собака лает, кошка мяукает и т.д.) бежит к палочке выручаться. Таким образом необходимо найти всех играющих, вернее все игрушки. Водит в следующий раз тот, кого первого нашли.

Смелые ребята

Ход игры. На земле или на снегу рисуют две линии, на расстоянии приблизительно в 30—40 м одна от другой. Это два дома. Между ними, как раз посередине, стоит ловишка (в кругу). Дети стоят все на одной линии в первом доме. «Вы смелые ребята?» — спрашивает ловишка. «Смелые», — хором отвечают дети. «Посмотрим, какие смелые. Раз, два, три — кто смелей, беги!» С последним словом ловишки все бегут во второй свой дом, а ловишка старается поймать (дотронуться рукой) как можно больше ребят. Он отводит всех, кого поймал, в свой дом (круг) и ставит их в шеренгу, лицом к ребятам. Затем ловишка опять обращается к ребятам с теми же словами и опять старается их поймать. Всех, кого поймал ловишка, он присоединяет к своей шеренге. Наконец, из ребят остается всего один, самый ловкий и самый смелый, он и будет ловишкой в следующей игре.

Правила игры. Не бояться ловишки и бежать сразу, как только он скажет слово «беги!», ловить только до линий — дома ребят, если ловишка забежит за линию, надо выбрать другого ловишку.

Указания к игре. Когда игра проводится в первый раз, лучше воспитателю быть ловишкой: своим примером он нагляднее объяснит суть игры. В дальнейшем ловишкой будет тот, кого не поймали. Если ему не хочется быть ловишкой, он может выбрать вместо себя другого, кто на это согласится.

Эту игру лучше всего проводить во дворе, но необходимо при этом ограничить площадку для бега.

Лови скорее!

Ход игры. Дети делятся на две равные группы, которые выстраиваются двумя шеренгами друг против друга на расстоянии 12—15 шагов.

У каждой шеренги своя нарисованная линия. По указанию воспитателя одна из шеренг поворачивается к другой спиной. В это время дети из второй шеренги должны тихо подойти к отвернувшимся и остановиться за их спиной. «Лови скорее!» — говорит воспитательница. По ее сигналу те, кто стоит спиной, быстро поворачиваются и ловят убегающих. Пойманных отводят в свою шеренгу те, кто их поймал. Так повторяется несколько раз, причем ловит то одна, то другая шеренга.

Затем подсчитывают, сколько детей оказалось в каждой группе играющих, и выясняют, кто выиграл (где больше детей).

Правила игры. Бежать вовремя, по сигналу (не раньше). Ловить можно только до нарисованной линии. Пойманные становятся вместе с поймавшими, т. е. переходят в другую шеренгу.

Указания к игре. Дети по очереди то подкрадываются и убегают, то поворачиваются спиной и ловят. Но воспитатель может иногда менять этот порядок и назначать по своему усмотрению, кому ловить и кому убегать. Это бывает необходимо в случаях, когда нужно дать отыграться детям, которые слишком часто проигрывают.

Шкода ловких

Материал. Веревка; деревянная ложка; маленький мячик; игрушечное ведерко; небольшая фанерка.

В варианте игры: обруч; флажок.

Ход игры. На земле чертят большой правильный круг и делят его линией на две равные части. Это «Школа ловких ребят». Каждый, кто поступает в эту школу, должен выполнить по порядку 4—5 поручений. За выполнение каждого поручения переводят в следующий класс школы. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из учеников не закончит все 5 классов. Тогда он считается выигравшим, и игра начинается снова.

Виды поручений:

1) пройти по линии, нарисованной в кругу;

2) дойти от середины круга до своего места (обозначенная заранее точка окружности) с закрытыми глазами;

3) пройти под низко привязанной веревкой и не задеть ее;

4) пройти на свое место от центра круга «вперед пятками» (движение назад);

5) проскакать на левой ноге по линии (в кругу), держась за пуговицу;

6) обхватить одно колено руками, поднять его и на другой ноге проскакать по дорожке (примерно в 1,5—2 м);

7) проскакать галопом (боковой прыжок) по дорожке;

8) пронести в деревянной ложке маленький мячик;

9) пронести игрушечное ведерко, полное воды (приблизительно 2—3 стакана), и не расплескать его по дороге;

10) пронести фанерку на голове, не поддерживая ее руками.

Правила игры. Каждый выполняет по два поручения подряд; если первое поручение выполнено правильно, ученика переводят в следующий класс и дают второе поручение; если первое не выполнено, второе не дается. Дети приходят в школу по очереди, которая строго соблюдается во время игры. Окончивший школу раньше других детей получает первую очередь при повторении игры.

Указания к игре. Ожидающих детей необходимо усадить на скамеечки или стульчики.

Из указанных здесь поручений воспитатель выбирает лишь те, которые доступны данным детям по сложности движений. (Поручения 1, 3, 5, 8, 10 — более легкие, остальные сложнее.)

Некоторые поручения намеренно сформулированы как задания, требующие сообразительности, например 4-е: его не следует объяснять заранее — пусть ребенок сам подумает и догадается. Все поручения, где детям приходится прыгать, должны даваться с ограничением пространства, чтобы дети не утомлялись.

Вариант. Для «Школы ловких» надо заранее приготовить следующие классы. 1-й класс — ровная черта длиною в 1,5—2м. По этой черте надо пройти и не споткнуться, т. е. не стать ногой на землю. 2-й класс — здесь надо прыгать на одной ножке и ни разу не стать двумя ногами.

Далее подбирая разные задания, можно разнообразить игру и усложнять ее в зависимости от умений детей и их интересов. Можно предложить следующие задания:

1) докатить обруч одним толчком до линии на расстоянии 2—3 м;

2) прокатить свой обруч по узенькой дорожке (две линии на расстоянии в 10—20 см) так, чтобы он не съезжал с нее;

3) катая обруч по дороге, захватить флажок, лежащий на скамье, не давая при этом обручу свалиться на землю;

4) попасть шариком в ямку (катить, а не бросать);

5) разогнать сложенные кучкой шарики одним ударом шара (катить, а не бросать);

6) отпускать и ловить на лету одной рукой мячик (мячик летит вниз), выполнять это по очереди то левой, то правой рукой и т. п.

Стоп!

Ход игры. На расстоянии 10—15 шагов от стены чертится линия. У стены, спиной к играющим, стоящим за линией, находится водящий. Он стоит в маленьком круге, начерченном на земле. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай... Стоп!»

В то время как он говорит эти слова, все быстро подвигаются вперед по направлению к водящему, кто бегом, кто шагом. На слово «стоп!» все замирают на местах, а водящий быстро оглядывается. Если кто-нибудь не успел вовремя остановиться и сделал какое-нибудь движение, водящий посылает его назад и он начинает свое приближение к водящему сначала. Опять водящий поворачивается спиной к играющим и говорит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему и не станет двумя шагами в кружок раньше, чем тот скажет «стоп!». Если это удалось, подошедший становится водящим, игра начинается сначала.

Правила игры. Водящий не поворачивается назад до тех пор, пока не скажет «стоп!». Он может говорить фразу «Быстро шагом, смотри не зевай... Стоп!» в любом темпе, но обязательно громко. Передвигаться можно и шагом, и бегом. Каждый, кто удержался от движения после сигнала, может с каждым туром игры передвигаться дальше; тот, кто пошевелился, отсылается назад за черту.

Указания к игре. В этой игре дети сами контролируют друг друга. Например, если водящий обернулся раньше, чем следует, дети могут потребовать переиграть. Если кто-либо, кого водящий отсылает назад, оспаривает это, остальные играющие и воспитатель должны помочь разрешить спор.

Эту игру в дальнейшем можно изменить несколькими способами, например, тот, кто дошел до водящего, становится вторым водящим, к ним присоединяется третий и т.д. — до тех пор, пока не останутся 2—3 ребенка. Они затем становятся водящими, а игра начинается сначала.

Водящий получает мячик, бросает его вверх и ловит, считая до 3 или 5. Это нужно, чтобы научить детей не подглядывать и не поворачиваться раньше времени.

Водящий подбрасывает вверх и ловит мячик, считая до 5 или 10 (в зависимости от расстояния от черты до его кружочка); если за это время никто не добежит до круга, он кричит «беги!», поворачивается к играющим и бросает в кого-нибудь из убегающих детей мяч. Тот, в кого он попал, становится на его место. Если же он не попал, он водит снова. Если под счет водящего кто-либо добежит до круга, мяч бросает не водящий, а тот, кто занял его место.

Игра может проводиться и в просторном помещении и на воздухе в любое время года.

Школа мяча

Материал: мяч

Ход игры. На земле надо нарисовать три длинные линии, одна от другой на расстоянии приблизительно 2—3 шага.

Все играющие становятся у первой линии таким образом, чтобы не было тесно. Воспитатель находится впереди них на близком расстоянии (примерно в 1 м). Каждый играющий по очереди ловит мяч, который кидает воспитатель, и бросает ему обратно. Если мяч пойман и брошен удачно, ученик переводится в следующий класс (отходит ко второй линии, потом к третьей и т.д.). Если кто-то не справился с заданием — не выполнил своего урока, он остается в том же классе.

Таким образом, каждый ученик по очереди получает мяч, выполняет то или иное задание и переходит из класса в класс до тех пор, пока кто-либо не окончит школу и станет учителем. После этого игра начинается сначала, причем выигравший сменяет воспитателя и сам становится учителем школы.

В школе проводятся следующие уроки:

— 1, 2, 3-й класс — ученики ловят и бросают обратно мяч, стоя у 1, 2, 3-й линии соответственно;

— 4, 5, 6-й класс — ловят и бросают мяч с ударом о землю, стоя у 1, 2, 3-й линии соответственно;

— 7-й класс — бросают мяч о землю и ловят его (5 раз подряд);

— 8-й класс — подбрасывают мяч кверху и ловят его (3 раза);

— 9-й класс — отбивают мяч, ударяя о землю (5 раз подряд);

— 10, 11, 12-й класс — бросают мяч о стенку и ловят его (3 раза), стоя от стены на расстоянии 2, 4 и 6 шагов соответственно.

Правила игры. Выполнивший урок переходит в следующий класс, а не выполнивший остается в том же классе. Каждому ученику в его очередь дается тот урок, который соответствует его классу. Сходить с указанной линии не разрешается.

Указания к игре. Если дети плохо ловят и бросают мяч, в школе могут быть только первые 6 классов. Игра повторяется в таком виде до тех пор, пока большинство детей не научатся ловить и бросать мяч с указанного расстояния. Затем можно постепенно добавлять уже по 1-2 следующих класса.

Во всех классах, где дети стоят у черты, следует бросать им мяч по порядку, как они стоят, начиная каждый раз слева.

Закончив урок в 1-м классе, следует начинать не с урока для перешедших в следующий, а с повторного урока с теми, кто остался «на второй год». Это нужно для того, чтобы дети могли поскорее догнать своих товарищей. Если после этого в классе все же остается еще раз кто-либо из детей, они должны либо отодвинуться в сторону, либо присесть, когда воспитатель начнет бросать мяч стоящим позади детям.

Для последних классов (10—11 классы) нужна стена без окон, а для отбивания мяча — ровная, хорошо утрамбованная земля, асфальт или пол.

Мяч на ступеньках

Материал. Мяч; небольшая каменная или деревянная лестница.

Ход 1-й игры. Дети, стоя перед небольшой каменной или деревянной лестницей со ступеньками, играют в классы, бросая мяч по очереди:

— 1-й класс — ученики стараются попадать на поверхность каждой ступеньки;

— 2-й класс — ученики стараются попадать мячом в вертикальную часть ступеньки;

— 3-й класс — ученики стараются попадать мячом в ребро ступеньки.

Затем повторяются те же задания, но при этом дети не только попадают мячом, но и ловят его в руки.

Ход 2-й игры. Дети сидят на нижней ступеньке лестницы. Один из детей, стоя перед ними на расстоянии 1—2 м, бросает мяч каждому сидящему по очереди. После того как мяч брошен всем, удачно поймавшие его переходят на следующую или через одну ступеньку, а тот, кто не поймал, остается на своем прежнем месте.

Выигрывают те играющие, которые первыми доберутся до верхней ступеньки.

Если водящий (тот, кто бросает мяч) сам плохо бросил мяч, он меняется местом с сидящим справа внизу.

Указания к играм. Первая игра труднее обычной игры в «Школу мяча» и может проводиться как один из ее вариантов лишь с теми детьми, которые хорошо умеют бросать и ловить мяч. Вторая игра гораздо легче.

Следует помнить, что и первая, и вторая игра проводится на невысокой лестнице, например на деревянной трибуне, которую можно найти в большинстве детских садов на участке. При проведении этих игр следует особенно внимательно следить за тем, чтобы на лестницене было тесно.

Перебрось мяч через сетку

Материал. Сетка, натянутая выше головы ребенка; мяч.

Ход игры. По обе стороны сетки на расстоянии 2 шагов размещаются играющие.

Переброска идет таким образом: ребенок перебрасывает мяч определенному мальчику или девочке, последние перебрасывают мяч обратно, тот, в свою очередь получив мяч, передает его соседу, который бросает мяч своей паре, и т.д.

Пара, удачно перекинувшая мяч, отходит на шаг назад.

Игра кончается, когда какая-нибудь пара отойдет от сетки на условленное заранее число шагов (например, 7—8), отмеченное чертой.

Правила игры. Удачно перебросившая пара отходит на шаг назад. Для ловли мяча сходить с линии не разрешается. Перебрасывать мяч надо броском снизу, двумя руками.

Указания к игре. Нужно заранее начертить линии, на которые отходят удачно перебросившие мяч.

Начинать игру надо с небольшой группой детей (4—6). Если желающих играть много, их следует разделить на несколько групп и организовать игру параллельно в двух местах.

Попади в цель

Материал. 4 больших обруча; мяч (мешочек с горохом, шишки); камешки (каштаны, шишки) для ведения счета.

Ход игры. Обручи связывают и кладут в центре круга, за чертой которого стоят дети.

Каждый по очереди бросает в обруч мячом, мешочком с горохом или шишками. Попадание в центр между связанными обручами дает три очка, а сами обручи — по одному. Выигрывает тот, кто первым наберет условное количество очков. Для наглядности счета можно использовать камешки, каштаны, шишки и т. п. Каждый играющий берет из корзинки столько камешков, сколько очков выиграл.

Вариант игры. Связанные обручи могут быть подвешены на дереве, и дети, разделившись на пары, будут перебрасывать мячи друг другу через обручи в определенной последовательности. При каждом промахе пары сменяются. Выигрывает пара, которая первой перебросит мяч во все 4 обруча.

Гонка мячей

Материал. 2 больших мяча.

Ход игры. Игроки (10—60 человек) делятся на две равные по числу игроков группы и становятся в две линии или кругом. Крайние игроки каждой группы берут по большому мячу и передают их рядом стоящим игрокам своей группы (одна группа передает мяч в правую сторону, а другая — в левую). Цель каждой группы заключается в том, чтобы передать мяч крайнему игроку своей группы, стоящему по другую сторону круга, раньше, чем закончит другая группа. Группа, мяч которой пришел первым, выигрывает очко.

Правила игры. Передавать мяч можно только рядом стоящему игроку. Сходить с места во время передачи мяча запрещается. Если мяч уронили, то его поднимает уронивший и со своего места передает дальше.

Хромая лиса

Материал. Жгут.

Ход игры. На полу чертят очень большой круг, в который становятся все играющие (4—20 человек); за кругом отмечают нору для лисы. Если комната небольшого размера, то чертят только лисью норку. Один из играющих назначается хромой лисой, ему дают жгут, остальные игроки — куры. «Лиса» скачет на одной ноге, стараясь осалить жгутом одного из играющих, которые в это время разбегаются по кругу в разные стороны. Осаленный становится хромой лисой вместо того, кто его осалит; но, чтобы получить право гнаться за курами и осалить их, «новая лиса» должна вбежать в свой дом.

Правила игры. Игрок все время, пока он находится в роли хромой лисы, обязан вне своего дома прыгать на одной ноге. Если он устанет, то может встать на обе ноги в своем доме. Игроки не имеют права выходить из круга (или из места, отведенного для игры). Игрок в роли хромой лисы не имеет права салить того, кем только что был осален сам.

Попрыгунчики

Ход игры. Чертят на полу круг, величина которого зависит от числа играющих (играть могут от 3 до 30 человек) и размеров помещения, но чем он больше, тем лучше. Все игроки, кроме одного, становятся вне круга, около его черты. Оставшийся входит внутрь круга; он старается осалить кого-нибудь из остальных игроков, которые пытаются встать внутри круга, перепрыгнув через черту. Осаленный становится в круг вместо водящего, который входит в состав стоящих вне круга.

Указания к игре. Перед началом игры уславливаются, как перепрыгивать через черту круга: обеими ногами или одной правой или левой. Проникнувший в круг или вышедший из него каким-нибудь иным способом, кроме прыжка, считается осаленным.

Медведи

Ход игры. Два игрока (всего игроков может быть от 6 до 30) — «медведи», держа друг друга за руки, бегут за остальными игроками, чтобы кого-нибудь поймать. Пойманным считается тот, на кого набегут медведи и схватятся свободными руками так, что пойманный очутится между ними как в замкнутом круге. Тогда он отходит в сторону, а «медведи» снова ловят. Новый пойманный вместе с первым составляют вторую пару «медведей», которая ловит так же, как и первая, т. е. ловят уже две пары «медведей». Каждые два игрока, пойманные ими, составляют новую пару «медведей», которые ловят наравне с первыми. Так игра продолжается до тех пор, пока «медведями» не станут все игроки.

Лошади

Материал. Веревочки (в 4 раза меньше, чем игроков).

Ход игры. Играющие (от 9 до 49 человек) становятся по росту в одну линию (шеренгу) и, начиная с крайнего игрока (с правого фланга), рассчитываются на первые четыре номера. Первые номера — «коренники» — остаются на месте, вторые номера — «левые пристяжные» — становятся с левой стороны от «коренника», третьи номера — «правые пристяжные» — с правой стороны, четвертые номера — «кучера» — надевают на коренников веревочки — вожжи.

Одного играющего выбирают хозяином троек. По его приказанию, тройки начинают движение обыкновенным шагом, идя в ногу и соблюдая ритм, потом переходят к ходьбе на носках, затем — к бегу в разных направлениях, назначаемых «хозяином» троек. При этом тройки двигаются в указанном «хозяином» направлении.

После одной минуты такого бега «хозяин» приказывает тройкам бежать в разные стороны. Тогда тройки уже не следуют одна за другой, а каждая выбирает себе то направление, какое ей вздумается, заботясь, главным образом, о том, чтобы не сталкиваться с другими тройками.

По сигналу «хозяина» «лошади, в разные стороны!» «кучера» быстро снимают вожжи, и «лошади» разбегаются в разные стороны. После следующего приказания «кучера, взнуздать лошадей!» «кучера» берутся за руки и образуют цепь. Начиная свое движение цепью с одного конца помещения, они стараются загнать «лошадей» в другой его конец, чтобы, окружив цепью со всех сторон и взнуздав, поставить их в первоначальном порядке и отвести в ту часть помещения, которая определена под конюшню. При этом «лошади» не имеют права прорываться сквозь цепь «кучеров».

Лошади понесли

Материал. Веревочки (в 4 раза меньше, чем игроков).

Ход игры. Играющие (от 9 до 41) расставляются в том же порядке, что и в игре «Лошадки». Сперва они идут шагом, потом бегом по направлениям, указанным «хозяином троек», пока он не закричит «лошади первой тройки понесли!». После этих слов «кучер» первой тройки снимает вожжи, и «лошади» этой тройки разбегаются в разные стороны. Тогда «хозяин» приказывает «кучерам» взнуздать убежавших «лошадей», и все «кучера», выстроив «лошадей» оставшихся троек одной общей цепью, стараются окружить разбежавшихся «лошадей» или загнать в один из углов помещения, чтобы удобнее переловить их и взнуздать. Если «хозяин» закричит «понесли лошади всех троек!», то все «кучера» снимают вожжи, ловят «лошадей», разбежавшихся по разным направлениям, и отводят их в «конюшню».

Пожарная команда

Материал. Какое-либо возвышение — лавка, табурет и т.п.; веревочки.

Ход игры. Один из играющих (всего их от 15 до 50) избирается брандмейстером, другой — вестовым, остальные, если игроков много, делятся на четыре группы: одну группу составляют пожарные, а три группы — лошади (коренники, правые пристяжные и левые пристяжные). Если же играющих немного, они делятся на три группы: пожарных, коренников и левых пристяжных.

На одном конце помещения линией, проведенной на полу или земле, отделяют место под конюшню, где в начале игры помещаются все лошади. Около конюшни место для пожарных с каланчей, которую обозначают каким-нибудь возвышением, например, лавкой, табуретом. На каланче становится один из «пожарных» — «часовой».

«Часовой» подает какой-нибудь знак, обозначающий начало пожара. По этому знаку «вестовой» берет «лошадь» из группы пристяжных и отправляется бегом к месту пожара и оттуда обратно к части. В это время «пожарные» запрягают и ставят «лошадей» так, как это было описано в предыдущей игре, причем перед первой тройкой должны находиться вернувшийся «вестовой» и «брандмейстер», который руководит всем последующим ходом игры. По его приказанию, вся команда отправляется сначала скорым шагом, потом бегом в указанном «вестовым» направлении и достигает места пожара.

Здесь «пожарные» разделяются на группы: одна группа качает воду (взявшись по двое за руки, опускают и поднимают их), другая проводит «лошадей», третья отправляется за водой. Игру можно дополнять разными деталями, чтобы разнообразить ее.

По окончании пожара «пожарные» запрягают и ставят «лошадей» в прежнем порядке и отправляются обыкновенным шагом домой по направлению, указанному «брандмейстером». Идут обыкновенно в ногу и, если возможно, с песнями.

Волк и овцы

Ход игры. Одного из играющих (всего может быть от 6 до 30) выбирают волком, другого — пастухом; остальные игроки называются овцами.

В двух концах площадки отделяют по узкой (шириной 2—3 шага) полосе — загоны; сбоку между двумя загонами отделяют место — логово волка. Все остальное пространство — поле.

«Овцы» встают в один из загонов, «пастух» находится около них в поле. «Волк», стоящий в логове, обращается к «пастуху» со словами: «Пастух, гони стадо в поле!» — и тотчас бросается к выбежавшим из загона «овцам», старающимся перебраться в свободный загон на противоположной стороне загона, миновав волка. «Пастух» защищает «овец» от «волка». Если «волку» удается кого-либо поймать, пойманный становится его помощником. Игра возобновляется. Теперь ловить «овец» волк выходит уже с помощником. Когда в логове «волка» будет несколько помощников, они помогают «волку» ловить «овец», выбегая цепью, взявшись за руки.

Таким образом игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «овец».

Правила игры. «Волк» не имеет права выходить из логова раньше, чем начнут выходить из загона «овцы». Ловить он может только в поле. Помощники не имеют права хватать «овец» руками (как и «пастух» — «волка»), они могут задерживать их только цепью, взявшись за руки, или расставив в стороны руки. Пойманная «овца» не имеет права вырываться, а став помощником, она обязана помогать волку в ловле других овец. Задерживаемые цепью помощников «овцы» не имеют права разрывать цепь; разорвавший считается пойманным. «Овцы» могут миновать цепь только тремя способами: или обегать ее по сторонам, или подлезать под руки, или перепрыгивать через сцепленные руки. «Пастух» и «овцы» не имеют права заходить в логове, так же как и «волк» —в загоны.

Невод

Ход игры. Двое игроков (всего играющих может быть от 5 до 30) выбираются рыбаками, остальные—рыбы. «Рыбаки» хватаются за руки и бегут за рыбой. Если они догонят кого-нибудь из «рыб» и, прежде чем она вырвется, успеют схватить свободными руками так, что «рыба» очутится между рукам и «рыбаков», то такая «рыба» считается пойманной. Пойманная «рыба» становится между «рыбаками», держа их за руки, и таким образом составляет невод. Этим неводом «рыбаки» ловят других «рыб», каждая новая пойманная «рыба», входя в состав невода, увеличивает его длину. Когда все «рыбы» войдут в состав невода, игра кончается.

Правила игры. «Рыбы» могут подлезать под руки игроков, составляющих невод, пока круг не замкнулся, т. е. рыбаки не соединились друг с другом свободными руками. «Рыбакам» запрещается ловить разорванным неводом, «рыбам» нельзя разрывать невод напором.

Лишний

Ход игры. Все играющие (от 8 до 40), кроме двух, становятся парами на расстоянии 2-3 шагов одна от другой так, чтобы составить два круга. Лицом они обращены внутрь круга. Оставшиеся водят: один убегает, другой — ловишка - догоняет и старается осалить. Чтобы спастись, убегающий должен скорее занять место впереди какой-нибудь пары. Когда он стоит перед парой, его салить нельзя, но можно осалить того, кто стоит позади него и оказался третьим лишним. Если лишний успеет отбежать и встать перед какой-нибудь парой, то ловишка гонится за новым лишним. Если же ловишка успеет его осалить, то он становится ловишкой, а бывший ловишка, в свою очередь, старается встать впереди какой-нибудь пары.

Правила игры. Салить дозволяется только того, кто не стоит в паре или стоит сзади третьим. Эта игра идет тем оживленнее, чем быстрее лишние становятся перед парами.

Летучий мяч

Материал. Мяч.

Ход игры. Играющие (от 6 до 25 человек) становятся по кругу на расстоянии одного или нескольких шагов друг от друга лицом внутрь круга и перебрасывают мяч в разных направлениях. Водящий находится внутри круга и старается помешать мячу попасть в руки того, кому он брошен. Если это ему удалось, то стоящий в кругу и тот, кто неудачно бросил мяч, меняются местами.

Правила игры. Игроки штрафуются (меняются с водящим местами, вставая внутрь круга) в следующих случаях: бросил мяч так, что он перелетел через голову того, кому брошен, или через голову другого игрока; уронил мяч или не поймал его (в том случае, если мяч был хорошо брошен); не докинул мяч более, чем на один шаг, от того, кому он бросал; прокатил мяч, вместо того чтобы бросить его. Игроки не имеют права сходить со своего места. Во время перебрасывания мяча водящий не должен подходить к тому, кто его бросает, ближе, чем на три шага.

День и ночь

Материал. Дощечка длиной около 10 см, одна сторона которой выкрашена в белый, а другая — в черный цвет (дощечка может быть заменена образком твердого картона).

Ход игры. Посередине помещения проводят линию, делящую его на две равные половины. В двух концах, в нескольких шагах от его края, отделяют линиями места для двух городов.

Назначают двух ведущих, они набирают себе группы. Одна группа называется группой ночи, другая — группой дня. Каждая группа выбирает себе дом и становится около средней линии на расстоянии приблизительно одного шага от нее лицом к своему дому.

Воспитатель (или ведущие) имеет в руках дощечку. Когда все игроки встали на свои места, воспитатель (или один из ведущих по очереди) бросает кверху дощечку и, когда она упадает на землю, кричит «ночь», если она ляжет черной стороной вверх, и «день», если она ляжет вверх белой стороной. Группа, которую назвали, бежит к себе в дом, а другая группа поворачивается и преследует убегающих — ловит или просто салит их. Потом считают число пойманных — столько очков выиграла ловившая группа. Обе группы становятся на прежние места около средней линии (включая тех, кого поймали) и снова бросают дощечку, убегают, ловят и подсчитывают число выигранных очков. Игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь группа не наберет условленного перед началом игры количества баллов.

Правила игры. Игроки должны стоять на условленном расстоянии от средней линии. Они не имеют права смотреть на дощечку, когда ее бросают, и бежать раньше, чем выкрикнут, кому бежать. Убегают те, которых назвал бросивший. За каждого пойманного поймавшая команда начисляет себе выигрыш в одно очко. Пойманные в дальнейшем ходе игры принимают участие в ней наравне с другими игроками и могут быть пойманы снова.

Вольная лапта

Материал. Небольшой черный мяч; бита. При игре в помещении их заменяют маленьким белым мячом (большим легким мячом).

Ход игры. В двух концах помещения для игры, в трех шагах от его краев, проводят две черты: игральную линию и кон. Пространство между этими линиями называется полем.

Один из играющих назначается метальщиком, другой — подавальщиком. Они становятся на игральную линию; остальные играющие рассыпаются по всему полю.

Когда все встали на свои места, подавальщик подбрасывает мяч по направлению к метальщику, тот отбивает его в поле ударом руки или биты. Отбив мяч, метальщик бежит к кону и оттуда обратно к игральной линии. В это время игроки поля, подняв мяч, стараются осалить им перебегающего метальщика. Если это удалось сделать какому-нибудь игроку поля, то он встает на место прежнего подавальщика, который делается метальщиком, а осаленный метальщик становится в ряды игроков поля. Игра возобновляется.

Правила игры. Если игрок поля после отбивания мяча поймает его на лету, то он вдет на место прежнего метальщика, который сразу выходит в ряды игроков поля. Метальщика можно салить только в поле и с того моста, где поднят мяч. Игрок поля, поймавший мяч, может перекинуть его любому игроку, который потом кидает его в перебегающего метальщика.

Метальщик, не побывавший на кону после отбивания мяча, считается запятнанным тем игроком, который поднял мяч. Метальщик, не отбивший мяч, брошенный подавальщиком, или отбивший мяч за игральную линию, меняется своей ролью с подавальщиком. Трижды промахнувшийся метальщик становится игроком поля, назначается новый метальщик.

Подавальщик, три раза плохо подавший мяч, выходит в ряды игроков поля, назначается новый подавальщик.

Если отбитый мяч перелетел границы пространства, определенного для игры, то такое отбивание не считается и мяч снова передается подавальщику.

Колдун

Ход игры. В двух концах помещения для игры отделяют чертой места для двух городов. Пространство между городами называется полем. Сбоку между городами находится дом колдуна.

Одного из детей назначают колдуном, двух других (или одного, смотря по числу игроков, которых может быть от 5 до 40) — сторожами, они стоят в доме колдуна, остальные игроки находятся в одном из городов.

По команде воспитателя игроки выбегают, стремясь попасть в противоположный город. В это время «колдун» выходит из своего дома и салит бегущих. Осаленные становятся пленниками, отправляются в дом колдуна. Когда все непойманные игроки оказываются в городе, игра возобновляется.

Теперь в задачу «колдуна» входит не только ловля игроков, но и охрана пленных, которых могут освободить игроки, бегущие в первый город. Пленных охраняют и сторожа.

На обратном пути к первому городу часть игроков отвлекает внимание «колдуна», старающегося осалить новых игроков, другая часть поддразнивает «сторожа», делая вид, что хотят подбежать и освободить пленных. Остальные игроки в тот момент, когда на них не обращают внимания ни «колдун», ни «сторожа», подбегают к дому колдуна и ударом руки по вытянутым рукам пленных освобождают их.

Освобожденные вместе с освободившими их бегут в город. Если на этом пути «сторож» или «колдун» осалит освободившего, то он вместе с освобожденным им игроком становится пленным. Если осалят освобожденного, то пленным становится только он.

Таким образом игроки перебегают из одного города в другой, и игра продолжается до тех пор, пока в плену не окажутся все игроки.

Правила игры. «Колдун» и «сторожа» имеют право салить только в поле. «Колдун» имеет право салить всякого игрока, «сторож» — только освобожденных пленных и тех, кто их освободил. Игрок, осаленный «колдуном» или «сторожем», становится пленным. Тех, кто попал в плен, можно освобождать только на следующем этапе игры. Ни один игрок, пришедший в город, не имеет права выходить, пока в город не прибегут все остальные свободные игроки. Игроки не имеют права заходить в дом колдуна или перебегать через него.

Мяч на ловле

Материал. Мяч среднего размера или большой.

Ход игры. Одного из детей — самого выносливого — назначают охотником. Остальные дети — звери (играть может от 6 до 30 человек).

Начиная игру, «охотник» три раза подбрасывает мяч; в это время все звери разбегаются в разные стороны. Охотник, поймав в третий раз подброшенный мяч, мечет им в одного из «зверей». Если он при этом промахнется, то поднимает мяч и снова мечет до тех пор, пока не попадет в «зверя». «Зверь», осаленный «охотником», становится его «собакой»; «собака» должна поднимать мяч и передавать его охотнику. Каждый новый осаленный «зверь» становится «собакой» «охотника» и так же, как первая «собака», должен поднимать и передавать мяч охотнику.

«Зверь», которого осалил «охотник», может отыграться (не стать «собакой»), если успеет тут же осалить «охотника», не успевшего забрать мяч. Кроме этого случая «звери» не имеют права дотрагиваться до мяча руками. Однако они могут катать мяч ногами, что очень мешает «охотнику»: стоит только ему уронить мяч, как «звери» ударами ног начинают катать мяч из стороны в сторону и «охотнику» с его «собаками» приходится долго бегать, прежде чем они поймают мяч.

Игра заканчивается, когда все «звери» станут «собаками».

Правила игры. «Охотник», начиная игру, не имеет права салить «зверя» раньше, чем подбросит мяч три раза. «Зверь», дотронувшийся до мяча руками (если он не отыгрывается), становится «собакой». «Звери» могут катать мяч по земле ударами ног только после того, как у «охотника» будут две «собаки». «Зверь», прокативший мяч ногами раньше, становится «собакой». Играющие не имеют права задерживать «охотника» руками или каким-либо иным способом.

Указание к игре. Если игра происходит в закрытом помещении, то «звери» могут брать мяч в руки и перебрасывать его друг другу, но только после того, как у охотника будут две «собаки». «Зверь», взявший мяч ранее этого, считается осаленным.

Ножной мяч в круге

Материал. Большой мяч.

Ход игры. Все играющие (от 10 до 25 человек), кроме одного, избранного водящим, встают в круг, лицом внутрь круга, на расстоянии двух шагов друг от друга. Водящий становится в середину круга, кладет мяч на пол и ударом ноги старается вытолкнуть его из круга между двумя играющими. Играющие стараются не пропустить мяч и отбивают его ногами в круг.

Если игрок пропустит мяч и он выкатится из круга мимо него, то этот игрок меняется местами с водящим.

Правила игры. Игроки не имеют права касаться мяча руками, когда он катится, но его можно отбить, если он летит. Водящий не имеет права подходить к игрокам ближе, чем на два шага. Если водящий толкнул мяч так, что он перелетел через головы игроков, то он сам вносит его внутрь круга и снова водит. Игроки не имеют права отходить от своих мест внутрь круга.

Указание к игре. Перед началом игры уславливаются, с какой стороны каждый играющий должен отбивать мяч. Таким образом, каждый игрок охраняет только один промежуток, лежащий по одну сторону от него.

Блуждающий мяч

Материал. Большой мяч (небольшая подушка, меховая шапка).

Ход игры. Все играющие (от 6 до 25), кроме одного, которого назначили водящим, становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки друг от друга, лицом внутрь круга.

Играющие передают друг другу большой мяч (можно использовать небольшую подушку или меховую шапку). Водящий бегает вне круга, позади передающих, стараясь поймать или только дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, он меняется ролью с тем, у кого в руках находился в это время мяч.

Правила игры. Игроки, передающие мяч, не имеют права сходить со своих мест. Нельзя передавать или перебрасывать мяч через одного или нескольких игроков; следует передавать обязательно рядом стоящему игроку. Нарушивший одно из этих правил меняется своей ролью с водящим. Передача мяча допускается как в ту, так и в другую сторону. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.

Указание к игре. Если игроки физически слабые, водящий становится внутри круга. В этом случае допускается передача мяча через одного игрока.

Перетягивание каната

Материал. Толстый длинный канат.

Ход игры. Игроки делятся на две команды (число игроков должно быть четным). По земле растягивают канат, каждая команда становится перед своей половиной каната. По команде воспитателя «взяться за канат!» игроки берут канат.

По команде «готовься!» игроки поворачиваются в ту сторону, куда они должны тянуть. При этом корпус наклоняется вперед и вся тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. По протяжной команде «начинай!» команды тянут канат в противоположные стороны, стараясь перетянуть противников на определенное число шагов (об этом договариваются заранее). Как только одна из команд смогла этого добиться, звучит команда «стой!» и игроки останавливаются. По команде «положить канат!» кладут его на землю — это нужно для того, чтобы дать возможность упражнять тело равномерно.

Итальянская лапта

Материал. 4 флажка (палки); мяч.

Ход игры. На площадке или в зале выделяют место для игры с помощью флажков или палок, поставленных по углам. Это пространство делят на две половины и проводят черту — кон (можно натянуть бечевку на высоте человеческого роста).

Играющие (от б до 30 человек) делятся на две команды, становятся по обе стороны кона (каждая команда на своей половине). Затем один из игроков начинающей команды (команда выбирается считалочкой) бросает мяч о землю и, в то время когда он отскочит от нее, ударом руки посылает его на половину противников. Игроки второй команды стараются помешать мячу упасть на землю больше одного раза подряд и сильным ударом перебросить его на половину первой команды, которая, в свою очередь, отбивает мяч обратно после первого его скачка от земли.

Так играют до тех пор, пока мяч не стукнется о землю на половине одной из команд два раза подряд. Та команда, на половине которой это произошло, проигрывает одно очко. Один из игроков этой команды берет мяч и посылает его в поле противника тем же способом, что и в начале игры.

Игра заканчивается тогда, когда одна из двух команд проиграет условленное число очков или когда окончится срок, определенный для продолжения игры.

Правила игры. Посланный или отбитый мяч должен во время своего полета над полем противников хоть в одном месте достичь высоты, большей человеческого роста, или перелететь через натянутую бечевку. Удар, не отвечающий этим требованиям, дает право игрокам противника не отбивать мяч, падение мяча в этом случае не влечет за собой проигрыш. Падение мяча вне пространства, определенного для игры, не влечет за собою никаких последствий ни для той, ни для другой команды. В этом случае вновь посылает мяч та команда, к которой ближе находится мяч.

Команда проигрывает очко в следующих случаях:

1) мяч упал на половине команды более одного раза подряд;

2) игрок команды, бросив мяч о землю и стараясь отбить его, промахнулся, и мяч упал на землю;

3) мяч упал на половине команды, когда игрок посылал его на другую половину поля;

4) игрок команды поймал мяч, летящий с поля противников или отскочивший от земли после первого падения, руками;

5) игрок команды толкнул мяч ногой или зашел на половину противника.

Городки

Материал. Городки — деревянные цилиндры (диаметр 4см, длина 20 см); биты.

Ход игры. На площадке длиной 14—25 м и шириной до 6 м намечают 2 квадрата (со стороной около 2 м) так, чтобы стороны одного были параллельны сторонам другого. Это города. Расстояние между ними зависит от сил и умения игроков и может быть от 7 до 20 м. Пространство между городами называется коновым. Посередине этого пространства проводится линия, параллельная передним сторонам квадратов, — полукон. Передние стороны квадратов — коновые линии, для них нужно начертить продолжение с обеих сторон на 1,5 м.

Перед игрой участники (от 2 до 20 человек, оптимально — 10) делятся на 2 команды. Городки распределяются по 6 штук на команду. Из них команда строит в своем городе заранее условленные фигуры в определенной последовательности. Считалочкой выбирают команду, которая будет начинать.

Один из игроков начинающей команды бросает биту с кона, при этом его нога не должна выходить за коновую линию или ее продолжение. Если игроку удастся выбить хотя бы один городок, остальные городки можно выбивать с полукона.

Побеждает та команда, которая, бросая биты от своего города в городки, поставленные в городе противника, выбьет из города определенное число фигур.

Правила игры. Городок считается выбитым, если он:

1) перелетел или перекатился через боковую или заднюю черту города и оказался вне города полностью;

2) вылетев из города, вкатился в него обратно.

Городок, вылетевший перед коновой линией или на ее продолжение, не считается выбитым.

Если после броска бьющей команды в городе или перед ним окажется лежащая бита, то команда противников должна убрать ее в сторону.

Городок, оказавшийся лежащим на боковой или задней черте города, должен быть поставлен на том месте черты, где он лежал. Такой городок называется «попом». Городок, оказавшийся на коновой черте или ее продолжении, не ставится и просто считается невыбитым.

Фигуры должны быть поставлены или положены так, чтобы их передняя часть касалась коновой черты.

Похожие статьи:

Игры на развитие творческих способностей у детей 4-8 лет

Игры на развитие памяти и внимания для детей 5-6 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2017 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна